Создание графических описаний широко распространено с конца 1980 годов с момента внедрения предприятиями систем обеспечения качества, соответствующих требованиям стандартов (справка: в 1987 появились международные стандарты качества серии ИСО 9000).
С этого момента письменное оформление (формализация) процессов, процедур, рабочих инструкций, операционных моделей или протоколов сильно развилось, что часто имело позитивные последствия:
• Улучшение управления формализованными видами деятельности;
• Улучшение внутреннего информирования;
• Переход от устной культуры к письменной культуре.
Но были и негативные последствия:
• Утяжеление функционирования предприятия (обилие бумаг, бюрократия,...);
• Трудности в управлении избыточной документированной системой (сбор устаревших документов, распространение, управление изменениями, идентификация документов,...);
• Бездействие людей, довольствующихся применением процедур в ущерб вовлечению персонала.
XIV
Тем не менее, данная формализация сказалась необходимой для применения в рамках описания процессов на предприятии (требования ИСО 9001:2000), а также, и даже в большей степени, для описания в простой и понятной форме самой организации, функциональных обязанностей (справочник должностей) или же видов деятельности организации. Это необходимый, неизбежный этап, позволяющий материализовать нематериальные ценности предприятия: структуру, людей, организацию, а главное, взаимодействие этих трех компонентов.
|
|
Важно отметить и то, что в данной работе процессы описаны особым образом, графически!
Используя термин "графически", мы не только намекаем на ту форму, в которой будут представлены процессы, но и на способ мышления, который используется разработчиком. Действительно, графическое описание не может осуществляться и оптимально использоваться, если разработчик не откажется от некоторых рефлексов, связанных с традиционным текстуальным описанием.
Итак, данная работа имеет целью ознакомление читателя с новым способом мышления (графическое мышление) для формализации навыков и процессов, предоставляя ему прагматический и операционный язык, применяемый для описания различных ситуаций, имеющих отношение 1,к качеству (ИСО 9000), организации (реинжиниринг), менеджменту компетентности.
Формализация ноу-хау
Почему нужно формализовывать документы (процессы, процедуры, операции или рабочие инструкции), которые определяют деятельность, организацию и ноу-хау предприятия?
Цель первой главы - ответить на этот вопрос. Для этого необходимо сначала рассмотреть цели и задачи акта формализации как таковые, затем обосновать целесообразность графического описания ноу-хау.
Цели
Цели, ведущие к формализации, многочисленны. Ниже представлены различные аспекты этой проблемы, обобщенные в результате исследования конкретных предприятий. Этот список, конечно же, не может считаться исчерпывающим.