Деятельность законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Прошедшие годы убедительно доказали: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является эффективным и влиятельным органом представительной власти субъекта Федерации. Депутаты Собрания успешно защищают интересы петербуржцев как на городском, так и на федеральном уровне. Растущее количество обращений граждан к парламентариям показывает что доверие людей к законодательной власти растет.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года, в составе 50 депутатов. Его основная функция – законодательство, и оно осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством посредством принятия Устава и законов Санкт-Петербурга, постановлений и иных решений Собрания по предметам ведения субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга и предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга (статьи 15–16 Закона Санкт-Петербурга от 13.03.96 №25–3).

Из своего состава Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирает председателя Законодательного Собрания, двух его заместителей, формирует постоянные и временные комиссии. В статье 27 Устава Санкт-Петербурга даётся количество и названия следующих постоянных органов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: комитет по законодательству и бюджетно-финансовый комитет; постоянные комиссии – по вопросам правопорядка, по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, по здравоохранению и экологии, по социальным вопросам, по промышленности экономики и собственности, по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству, по образованию культуре и науке.

В соответствии с этой же статьей Законодательное Собрание Санкт-Петербурга создает Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга – структурное подразделение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, избирает Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и создает для обеспечения его деятельности аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге – структурное подразделение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Так же в состав Законодательного Собрания Санкт-Петербурга входят 2 рабочие комиссии: Счётная и Редакционная комиссии.

Компетенция Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определена статьей 31 Устава Санкт-Петербурга.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга, в том числе:

Законами Санкт-Петербурга:

1)утверждаются бюджет Санкт-Петербурга и отчет о его исполнении, представленные губернатором Санкт-Петербурга;

2)устанавливаются в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга основы организации и деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

3)устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга, в пределах полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется порядок деятельности органов местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга;

4)утверждаются программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, представленные губернатором Санкт-Петербурга;

5)устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок образования и деятельности территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга и валютных фондов Санкт-Петербурга;

6)устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга, в том числе долями (паями, акциями) Санкт-Петербурга в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

7)утверждаются заключение и расторжение договоров Санкт-Петербурга;

8)устанавливается порядок назначения и проведения референдума Санкт-Петербурга;

9)устанавливается порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также выборов губернатора Санкт-Петербурга;

10)устанавливаются административно-территориальное устройство Санкт-Петербурга и порядок его изменения;

11)утверждается схема управления Санкт-Петербургом, определяется структура Администрации Санкт-Петербурга;

12)устанавливаются награды, почетные звания, премии и стипендии Санкт-Петербурга;

13)регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Санкт-Петербурга к ведению и полномочиям Санкт-Петербурга.

Постановлениями Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

1)оформляется назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

2)определяется порядок деятельности (регламент) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

3)оформляется согласие на назначение на должность отдельных должностных лиц Администрации Санкт-Петербурга;

4)назначаются дата выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также дата выборов губернатора Санкт-Петербурга;

5)назначается референдум Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных законом Санкт-Петербурга;

6)оформляются решение о недоверии (доверии) губернатору Санкт-Петербурга, а также решение о недоверии (доверии) должностным лицам Администрации Санкт-Петербурга и членам Правительства Санкт-Петербурга, в назначении которых на должность Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимало участие в соответствии с настоящим Уставом;

7)утверждается соглашение об изменении границ Санкт-Петербурга;

8)назначаются на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга;

9)назначаются на должность мировые судьи Санкт-Петербурга;

10)назначаются на должность члены Санкт-Петербургской избирательной комиссии в пределах квоты, установленной для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

11)оформляется согласование назначения прокурора Санкт-Петербурга;

оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Например, Решениями Законодательного Собрания Санкт-Петербурга оформляются вопросы, отнесенные Уставом и законами Санкт-Петербурга к ведению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и не предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 31 Устава Санкт-Петербурга.

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга принадлежит депутатам и органам Собрания, губернатору, представительным органам местного самоуправления.

Право отлагательного вето в отношении актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга имеет только губернатор Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 34 Устава Санкт-Петербурга), преодолеть которое возможно при наличии 2/3 голосов установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 4 статьи 34 Устава Санкт-Петербурга).

Устав Санкт-Петербурга (пункт 5 статьи 31 Устава Санкт-Петербурга) и закон «О контрольных функциях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» дает Законодательному Собранию Санкт-Петербурга право осуществлять контрольные функции. В частности, законодатели имеют право на контроль:

• за исполнением Устава Санкт-Петербурга;

• за исполнением законов Санкт-Петербурга и иных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

• за своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации правовых актов Санкт-Петербурга, правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга;

• за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, расходованием средств валютных фондов Санкт-Петербурга;

• за выполнением программ и планов социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

• за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;

• за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Функции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

Законодательные функции:

• принимает Устав и законы Санкт-Петербурга;

• осуществляет толкование Устава и законов Санкт-Петербурга;

• осуществляет право законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

• осуществляет обсуждение проектов федеральных законов.

Функции регулирования экономических отношений:

•рассматривает и утверждает бюджет, планы социально-экономического развития Санкт-Петербурга и отчеты об их исполнении;

• устанавливает налоги и платежи;

• образует внебюджетные фонды;

• устанавливает порядок пользования собственностью и природными ресурсами Санкт-Петербурга;

• утверждает поручительства Санкт-Петербурга.

Контрольные функции (Осуществляет контроль):

• за исполнением Устава Санкт-Петербурга;

• законов Санкт-Петербурга и иных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

• за своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации правовых актов Санкт-Петербурга, правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга;

• за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, расходованием средств валютных фондов Санкт-Петербурга;

• за выполнением программ и планов социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

• за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;

• за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Другие функции:

• утверждает структуру Администрации Санкт-Петербурга;

• участвует в формировании Правительства Санкт-Петербурга;

• заслушивает губернатора Санкт-Петербурга об исполнении законов, целевых программ;

• решает вопрос об отставке губернатора Санкт-Петербурга;

• назначает референдумы Санкт-Петербурга, выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга;

• согласовывает назначение прокурора Санкт-Петербурга;

• назначает на должности судей Уставного Суда Санкт-Петербурга;

• назначает на должности мировых судей Санкт-Петербурга;

• утверждает внешние договоры Санкт-Петербурга.

В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга осуществляется постоянный юридический контроль и экспертиза проектов правовых актов и иных документов, вносимых на рассмотрение Собрания, правовое сопровождение заседаний Собрания; оказывает методическую помощь депутатам, комитетам и комиссиям, структурным подразделениям Аппарата в законопроектной работе, в совершенствовании законотворческого процесса; представляет и защищает интересы Собрания в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Уставном суде Санкт-Петербурга; обеспечивает аналитическое обеспечение законодательной деятельности Собрания, статистические, справочные и аналитические материалы для депутатов по проблемам.

Законодательная власть Ленинградской области представлена Законодательным собранием Ленинградской области. Высший законодательный орган государственной власти Ленинградской области состоит из 50 депутатов, избираемых жителями области по смешанной пропорционально-мажоритарной системе сроком на 5 лет.

Основные полномочия:

Принятие областных законов, в том числе устава Ленинградской области и поправок к нему

Наделение гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями губернатора Ленинградской области, принятие решения о досрочном прекращении полномочий Губернатора Ленинградской области по представлению Президента Российской Федерации

Контроль за соблюдением и исполнением областных законов

Избрание представителя от законодательного собрания Ленинградской области в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Утверждение порядка создания Уставного суда Ленинградской области, назначение на должности судей уставного суда Ленинградской области, мировых судей Ленинградской области


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: