Предложения по совершенствованию работы с военнослужащими и членами их семей

Большинство военнослужащих, уволенных в связи с организационно – штатными мероприятиями, а так же по другим причинам, находящихся в трудоспособном возрасте и имеющих высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал для дальнейшей работы, однако такая возможность данной категории населения не предоставляется.

Указанную проблему возможно решить путем разработки и осуществления мер по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству и социально-психологической поддержке, составляющих систему социальной адаптации военнослужащих.

Следует отметить, что на федеральном уровне существует несколько нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и особенности обучения и переподготовки военнослужащих, увольняющихся в запас, уволенных с военной службы, а также членов их семей. Среди них:

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 701 «О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей»;

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 729 «О государственной программе «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002—2005 годы». Наряду с нормативными правовыми актами РФ по данной проблеме действуют также некоторые документы федеральных органов исполнительной власти, предусматривающие военную службу. Важно отметить, что по нормативным документам положены различные льготы в этой области определенным категориям военнослужащих в зависимости от основания их увольнения.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей установлены дополнительные права на трудоустройство, а именно:

- предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

- обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 19 вышеупомянутого Федерального закона граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:

- бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств Федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию — на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;

- внеконкурсное поступление в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям;

- зачисление в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без вступительных экзаменов (при этом граждане, имеющие среднее и высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных вузах бесплатно).

При этом, имея законодательно закрепленное право, данная категория населения не имеет условий для его реализации.

Для решения описанной выше проблемы, можно предложить формирование во внутренних войсках специализированного подразделения, которое ориентировано на работу только с данной категорией населения. Подобные организации целенаправленно накапливают информацию о вакансиях соответствующего уровня и профиля, осуществляют системный поиск рабочих мест, устанавливают прочные контакты с работодателями.

Реализация данных факторов позволит более эффективно управлять трудовыми ресурсами.

Так же немаловажной проблемой является недостаток организации социальной защиты многодетных семей военнослужащих.

В системе социальной работы отсутствует функция социализации и адаптации. С другой же стороны, проблема многодетных семей состоит в недостатке социального общения. Для реализации данного фактора, предлагается сформировать отдел по работе с членами многодетных семей военнослужащих, которые будут реализовывать функции психологической работы, организации социальной работы — например взаимодействие с учреждениями культуры, досуга.

Решение некоторых указанных выше проблем в частности предлагает Б.А.Деготь, путем совершенствования системы социального обслуживания в порядке указанном в приложении №2.[61]

В заключение главы следует сказать, что переход страны на новые экономические основы, сложная политическая обстановка в мире и развитие рыночных отношений в обще­стве, с одной стороны, и преобразование внутренних войск МВД, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают рост социальных проблем в обществе и армии. Обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По прогнозам специалистов, это положение будет ухудшаться в связи с кризисным положением экономики, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительств, его создавших и не принимающих мер по ликвидации проблем.

Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законода­тельном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи воен­нослужащего.

Рассмотрев вышеизложенные проблемы, можно сделать вывод, что их причинами во многом являются: недостаток кадров по социальной работе, а также вопросы планирования и реализации ряда факторов. Достаточно большое внимание уделяется контролю, аудиту и мониторингу за выполнением социальных программ, однако существуют недостатки пенсионного обеспечения, а также реализации государственной программы по трудоустройству офицеров запаса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: