Наука как соц. институт и система знаний

Философия и жизненный мир человека. Образы философии в истории культуры.

Человек изменяет окружающий мир. Он должен обладать знаниями об этом мире через целенаправленную познавательскую деятельность.

Первый, кто назвал себя философом – Пифагор.

Образы философии в истории культуры.

В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:

1. Философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса Ф. в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения. Философия возникает к сер. 1 тыс. до н.э.

2. Философия как образ жизни. Такое понимание Ф. предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений опыта жизни и познания окружающей действительности. Древняя Греция, Сократ.

3. Философия как идеология. Данный образ Ф. складывается обычно в соц. системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы гос. власти и управления.

4. Философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в соврем. культуре, образ Ф. как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.

Современное понимание Ф. сводится:

1)систематизированное знание;

2)современный тип мировоззрения;

3)профессиональная деятельность;

4)институт.

Наука как соц. институт и система знаний.

Наука-сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретич. систематизация объективных знаний о действительности. В ходе истор. развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший соц. институт. Понятие «Н.» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «Н.» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Этапы развития науки:

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

А)Работали не с реальными предметами, а с математ. моделями – абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и, опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

Метод познания – наблюдение.

Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и космос).

Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов.

Научное знание ориентируется на теологии. Возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Сочетание теоретического и практического направлений.

Науч. картина мира: формирование частно-научных картин мира (химич., физич.)

Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

Культура постепенно освобождается от господства церкви. Интенсивное развитие экономики. Лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода: Научная мысль начинает фокусироваться на получении объективного знания с уклоном в практическую полезность; Начинают преобладать экспериментальные знания; Наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги); Начинают выделяться технич. и соц.-гум. науки.

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.

Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира.

Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

Современный этап развития научного познания.

БИЛЕТ №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: