Принципы рационального построения процесса товародвижения

Под рационализацией товародвижения понимается со­здание такой системы перемещения товаров, при которой обеспечивается своевременное и бесперебойное доведение до розничной сети товаров в соответствии с предъявлен­ным спросом потребителей и с наименьшими затратами труда, материальных, финансовых ресурсов и времени. В основу рациональной организации процесса товаро­движения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

- применение кратчайших путей движения товаров;

- установление оптимальной формы и звенности дви­жения товаров с широким применением централизо­ванной доставки товаров в розничную торговую сеть;

- выбор рациональных транспортных средств и эф­фективное их использование;

- широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

- постоянное совершенствование и оптимизация тех­нологической цепи товародвижения.

Движение товаров из районов производства в районы потребления должно происходить кратчайшими путями, что обеспечивает прохождение ими наименьшего пути от производителя до потребителя, ускорение процесса вос­производства и наименьшие расходы по перемещению то­варов. В этом должны быть заинтересованы как товаро­производители, так и торговые предприятия.

В практике организации товародвижения находят при­менение две его формы: транзитная и складская. Транзитная форма заключается в завозе то­варов в розничную торговую сеть непосредственно с про­изводственных предприятий. Преимущества транзитной формы движения заключа­ются в том, что товар поступает в розничную сеть без лиш­них перевалок, обеспечивается снижение транспортных расходов, сокращаются потери товаров, ускоряется обора­чиваемость. Применение транзитной формы товародвиже­ния целесообразно по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, произво­димым на местных промышленных предприятиях.

Однако значительная часть товаров сложного ассорти­мента не может быть поставлена транзитом в розничную торговую сеть, так как требуются их подсортировка, пре­образование производственного ассортимента в торговый. В этих случаях применяется складская форма товародви­жения. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья.

В зависимости от количества промежуточных звеньев различают однозвенную и многозвенную формы движения товара. Основными звеньями технологической цепи товародви­жения являются производственные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребле­ния, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Число складских звеньев между предприятиями-изго­товителями и розничной торговой сетью должно быть ми­нимальным. Следует максимально сокращать звенность продвижения товара. Если требуется подсортировка, на­копление товара, наиболее приемлемым является движе­ние товара через одно складское звено.

Многозвенный путь движения товаров влечет дополни­тельные расходы, связанные с выполнением технологиче­ских операций в каждом звене. Это приводит к увеличению затрат по доведению товаров от производства до потребите­ля, усложняется технологический процесс товародвижения, замедляется скорость обращения товара, отсутствует пря­мой контакт с производителями товара.

Количество звеньев, необходимых для доведения това­ра от производства до потребителя, в каждом конкретном случае должно быть экономически обоснованным.

Различают торгово-организационную и складскую (технологическую) звенность. Торгово-организационная звенность показывает, какое количество торговых органи­заций участвует в актах купли-продажи. Она измеряется коэффициентом торгово-организационной звенности, ко­торый исчисляется как отношение валового оборота (складского, транзитного, розничного) к розничному, и показывает, сколько раз товар продавался в сфере обраще­ния. Складская звенность свидетельствует о том, через сколько складов прошел товар на пути его движения от производства до потребителя. Коэффициент складской звенности рассчитывается как отношение складского обо­рота к розничному.

Показатели звенности имеют большое значение, так как про­хождение каждого складского звена приводит к удорожа­нию процесса товародвижения за счет увеличения погрузочно-разгрузочных операций, естественной убыли товаров, расходов, связанных с содержанием складских помещений и обслуживающего персонала, с замедлением оборачиваемости товаров. Поэтому задача снижения коли­чества складских звеньев в процессе товародвижения сво­дится одновременно к решению задач по снижению издер­жек обращения, ускорению товарооборачиваемости, по­вышению качества обслуживания населения. Торгово-организационная и складская звенности свя­заны между собой, однако часто не совпадают.

При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффек­тивное их использование. При этом учитывается расстоя­ние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспор­та, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, существенно повысить производительность труда и культуру торгового обслуживания, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения.

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижнния.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством техноло­гической цепи, соответствием ее требованиям поточной об­работки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковыва­ние, комплектование необходимого ассортимента и т. д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются на предприятиях как оптовой, так и рознич­ной торговли.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов по­зволяет обеспечить высокую эффективность всего процес­са товародвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: