Виды оптовых предприятий

В настоящее время существует множество видов предприятий оптовой торговли. Главными принципами их классификации являются масштабы их деятельности, выполняемые функции, товарная специализация.

По товарной специализации оптовые предприятия делят на специализированные и универсальные.

Специализированные оптовые предприятия осуществляют закупку и продажу розничным предприятиям (другим оптовым предприятиям) товаров какой-либо одной товарной группы или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например: одежда, текстильные товары, обувь, галантерейные товары, культтовары, хозяйственные товары, бакалейные товары, строительные материалы.

Универсальные оптовые предприятия представляют к продаже предприятиям розничной торговли универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чаще всего используются в сельской местности.

По месту и роли в оптовой торговле эти предприятия подразделяют на предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле и приобретающие право собственности на товар (независимые оптовые торговцы) и предприятия, выполняющие функции оптовых посредников и не приобретающие право собственности на товар, а также предприятия-организаторы оптового оборота.

Независимые оптовые торговцы принимают на себя весь предпринимательский риск, так как приобретают товары за свой счет. Риск увеличивается при изменении конъюнктуры рынка, возникновении товарных потерь, естественной убыли товаров, морального старения товаров. Создавая собственные товарные запасы они способствуют сокращению товарных запасов у товароизготовителей и конечных потребителей, осуществляют также транспортирование товаров, сбор и транспортирование порожней тары (по договорам с поставщиками товаров), рекламу, оказывают консультативно-информационные услуги. Наиболее часто встречающимися видами таких оптовых предприятий являются оптовая торговая база, выходная оптовая база, база производственно-технического обслуживания и комплектации, мелкооптовые магазины, заготовительные конторы.

Оптовой торговлей занимается большое количество различных посреднических фирм. Посреднические оптовые структуры могут выступать в ка­честве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимуществен­но за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение.

Посредник - это юридическое или физическое лицо, находящееся между контрагентами коммерческого процесса и выполняющее функции их сведения друг с другом для обмена товарами, услугами и информацией. В роли контрагентов выступают, как правило, производители товаров, оптовые и розничные потребители.

К предприятиям, выполняющим функции оптовых посредников и не приобретающим право собственности на товар, относятся предприятия агентов и брокеров.

Торговые агенты осуществляют свою деятельность за счет и в интересах другого лица (принципала), отношения между ними регулируются специальными агентскими соглашениями, вознаграждение за свою деятельность они получают в виде процента от суммы заключенных сделок.

Товарные брокеры являются наиболее активным типов торгового посредника. Они действуют на основании разовых поручений и строго в пределах инструкций своих клиентов.

Развитие предпринимательства, демонополизация и приватизация вызвали к жизни новые формы организации товарного рынка. Среди них важное место занимают товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки, оптовые продовольственные рынки.

Товарные аукционы представляют собой специально организованные рынки, которые действуют периодически и представляют к продаже товары, обладающие индивидуальные свойствами (пушно-меховое сырье, художественные ювелирные товары, произведения искусства, исторические раритеты и т.д.). На аукционах товары продаются путем публичных торгов, покупателем становится тот, кто предложил наиболее высокую цену.

Торги - это способ закупки товаров, при которых к определенному сроку подаются предложения от нескольких поставщиков, причем контракт заключается с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов. Различают различные виды торгов: открытые, когда в торгах участвуют все желающие фирмы; закрытые, когда для участия в торгах приглашаются лишь определенные фирмы.

Ярмарка - это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок.

Биржи - регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, сырья, ценных бумаг, на котором осуществляются такие операции как купля-продажа реального товара, хеджирование, установление стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов; котировка цен; осуществление арбитражных функций; ведение расчетов; информационная деятельность. По назначению и объектам деятельности биржи делятся на фондовые, валютные, биржи труда, товарные.

Торгово-промышленные выставки - периодически действующий рынок, организованный с целью показать научно-технические достижения, где разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам.

Организаторы оптового оборота — важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для организации оптовой торговли. Но при этом они не выступают в качестве субъектов оптовой торговой деятельности.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие оптовой торговле и перечислите ее основные задачи.

2. На какие две группыподразделяютсяфункции оптовой торговли, в чем они заключаются?

3. Перечислите типы предприятий оптовой торговли, их основное назначение.

4. Приведите классификацию оптовых предприятий по месту и роли в оптовой торговле.


Тема 3. Товарные склады, их устройство и планировка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: