Торговые сети и основные принципы размещения магазинов

В последние годы в России стали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой сово­купность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Различают транснациональные и общенациональные се­ти. Они могут образовываться в основном за счет:

- поглощения (покупки) существующей розничной торго­вой сети;

- занятия свободной ниши;

- агрессивного проникновения — покупки существующих субъектов, их модернизации и строительства новых мага­зинов;

- ассортиментного проникновения — создания специали­зированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

- концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

- централизация коммерческой деятельности по закуп­кам товаров;

- сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;

- внедрение количественно-стоимостного учета в тор­говой сети;

- оснащение магазинов, входящих в сеть, современны­ми контрольно-кассовыми машинами;

- использование методов штрихового кодирования;

- внедрение информационной системы, соответствую­щей задачам выбранной модели управления.

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.

Так, «инвестиционная» модель основана на создании ин­вестирующего и объединяющего финансового центра с са­мостоятельными объектами хозяйствования. При такой мо­дели задачи управления в центре упрощены, а предприя­тия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности. Однако отсутствие кон­солидации закупочной деятельности, зависимость от каче­ства работы коммерческих служб участников сети не позво­ляет полностью использовать преимущества сетевой органи­зации розничной торговли.

В определенной степени этих недостатков лишена «хол­динговая» модель, при которой центр определяет закупоч­ную политику, но объекты торговли самостоятельны в опе­ративном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост ап­парата управления и, как следствие, высокие издержки.

Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления деле­гирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентариза­цией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно исполь­зовать аппарат управления при его концентрации в еди­ном центре, но при этом должна быть обеспечена надеж­ная связь с магазинами, входящими в сеть.

Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной кон­центрации управления в центре и практически полном от­сутствии функций управления в магазинах. Информаци­онная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в ма­газины.

На практике также может быть использована «гибрид­ная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «ло­точному» или «холдинговому» принципу.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рацио­нального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.

Решая вопросы размещения магазинов в городах, сле­дует учитывать влияние градостроительных, транспорт­ных, социальных и экономических факторов.

В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, разме­щение мест приложения труда, а также административ­ных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направ­ление и интенсивность основных потоков движения обще­ственного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относят необхо­димость снижения совокупных затрат времени на посеще­ние предприятий розничной торговли, достижение высо­кого качества торгового обслуживания.

Экономические факторы — обеспечение необ­ходимой эффективности капитальных вложений на разви­тие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения роз­ничных торговых предприятий относятся равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.

Равномерность размещения предполагает расположе­ние магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, тор­гующим товарами повседневного спроса и обслуживаю­щим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость терри­ториального сближения магазинов разного товарного про­филя с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается разме­щения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продоволь­ственных товаров.

Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключается в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.

Магазины местного значения, занимаю­щиеся обеспечением населения основными продовольст­венными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещают в жилой зоне города (микро­районах, жилых комплексах). Они обслуживают население в пределах пешеходной доступности. Основным типом мага­зина местного значения является универсам. Радиус обслу­живания магазинов этой группы составляет 500 м.

Магазины общегородского значения должны предоставлять населению возможность макси­мального выбора товаров и услуг. К этой группе магазинов относят универмаги, продовольственные магазины типа «Гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города.

Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, пред­ставляющих собой комплексы взаимосвязанных предпри­ятий торговли, общественного питания, а также предпри­ятий бытового и коммунального обслуживания, размещае­мых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле.

Переход к рыночным отношениям привел к необходи­мости новых подходов к развитию сети розничных торго­вых предприятий. Одной из тенденций в формировании розничной торговой сети в городах становится образование «торговых цепей», включающих в свой состав:

- со­путствующими непродовольственными товарами, рас­считанные на каждодневные покупки, — супер­маркеты;

- крупные универсальные магазины с широким ассор­тиментом продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, расположенные преиму­щественно в пригородах и на трассах, с большими стоянками для автомобилей и рассчитанные в основ­ном на закупки товаров на неделю или на более дли­тельный период, — гипермаркеты;

- магазины, торгующие товарами по ценам более низким по сравнению с другими предприятиями, - магазины дискаунтеры.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные функции розничных торговых предприятий.

2. Приведите классификацию розничных торговых предприятий.

3. Дайте определение специализации и типизация розничных торговых предприятий.

4. Охарактеризуйте особенности организации сетевой розничной торговли.

5. Что относится к основным принципам размещения розничных торговых предприятий?


Тема 9. Устройство и основы технологических планировок магазинов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: