Тема 2:международная подсудность

???ПОНЯТИЕ М/НАР ПОДСУДНОСТИ

???КРИТЕРИИ М/НАР ПОДСУДНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

???ВИДЫ М/НАР ПОДСУДНОСТИ

???ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПОДСУДНОСТИ, ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДСУДНОСТИ, ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ТОЖДЕСТВЕННОГО ДЕЛА В СУДЕ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

???ВОПРОСЫ М/НАР ПОДСУДНОСТИ В М/НАР ДОГОВОРАХ ЗАЛЮЧЕННЫХ РБ

???ПОНЯТИЕ М/НАР ПОДСУДНОСТИ

Под м/нар подсудностью понимается компетенция судов определенного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом.

В РБ компетенция общих и хозяйственных судов по делам с иностранным элементом определяется законодательством РБ, если иное не установлено с/нар договорами или письменным соглашением сторон. Ст. 544 ГПК, ч. 4 ст. 39 и ст. 40 ХПК. Может касаться подсудности не только государственным, но и третейским судам.

Понятие международной подсудности следует отличать от понятий подведомственности и подсудности в ГПП.

Порядок определение компетентного суда:

Он различается в зависимости от источника правового регулирования.

Заключенные РБ м/нар договоры о правовой помощи позволяют в ряде случаев определить:

1. Только государство, система юрисдикционных органов которого уполномочена рассматривать дело (ч. 1 ст. 32 Кишиневской конвенции)

2. Систему юрисдикционных органов государства (п.1 ст. 21 Кишиневской конвенции)

В обоих случаях дальнейшее определение компетентного суда происходит по установленным внутренним законодательством РБ правилам подведомственности и подсудности.

В отсутствие м/нар договора, м/нар подсудность дел определяется законодательством РБ, которая устанавливает лишь пределы компетенции своих судов не затрагивая вопрос о компетенции судов иностранных государств. Исходя из этого, порядок установления компетенции общих и хозяйственных судов РБ можно условно разделить на 2 этапа:

1. Следует удостовериться, что данная категория дел относится к ведению общих или хозяйственных судов, а не иных юрисдикционных органов РБ.

2. Определяется, компетентны ли общие или хозяйственные суды РБ рассматривать данное дело, учитывая его осложненность иностранным элементом. Т.е определяется собственно м/нар подсудность дела.

О м/нар подсудности говорят лишь в том случае, когда ставиться вопрос о компетенции суда той или иной страны.

При определении компетенции других юрисдикционных органов, употребляют термины компетенция и юрисдикция.

???КРИТЕРИИ М/НАР ПОДСУДНОСТИ

Наибольшее распространение в законодательстве различных государств получили следующие критерии м/нар подсудности:

1. По признаку гражданства (романская, латинская системы м/нар подсудности) – действует во Франции и Италии.

2. По признаку места жительства ответчика (германская система определения м/нар подсудности) – Германия, РБ

3. По признаку «фактического присутствия ответчика» (система общего права) Англия, США

Необходимо отличать признаки, используемые при разрешении вопросов м/нар подсудности от привязок, лежащих в основании разрешения коллизий законов. При разрешении коллизионного вопроса, о выборе закона, суд устанавливает закон своего или определенного иностранного государства, подлежащий применению в конкретном деле. При разрешении вопроса о м/нар подсудности, суд устанавливает пределы своей компетенции и не затрагивает вопрос о том, компетентен ли какого-нибудь иностранный суд рассматривать данное дело. Первый вопрос – вопрос материального права, второй – процессуального.

Вопросы м/нар подсудности бывают связаны с коллизионными проблемами (выбор права определяет подсудность), например п. 6 ст. 30 Кишиневской конвенции, или установление подсудности предрешает выбор права п. 5 ст. 1104 ГК.

ВОПРОСЫ М/НАР ПОДСУДНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РБ

В РБ определение компетенции общих судов по делам с иностранным элементом строиться преимущественно с использованием территориального критерия места жительства (нахождения) ответчика. По общему правилу общим судам подсудны следующие дела:

1. По искам иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных ЮЛ к ответчикам, имеющим место жительства или место пребывания или место нахождения в РБ

2. По искам к иностранным гражданам и лицам без гражданства, если они имеют место жительства на территории РБ

3. По искам к иностранным ЮЛ, если в РБ находится орган управления, представительство или филиал такого ЮЛ (ст. 545 ГПК)

Кроме общего правила применяются иные критерии определения подсудности, например:

1. Местонахождение имущества ст. 47 ГПК

2. -//- недвижимости ст. 48 ГПК

3. Критерий гражданства ст. 231 КоБС

КОМПЕТЕНЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ

Определяется ХПК, а также двусторонними и многосторонними м/нар договорами (помимо договоров о правовой помощи международными договорами, регулирующими правоотношения в определенной сфере экономической деятельности). Например, Конвенция СНГ о м/нар перевозках пассажиров и багажа от 9 октября 1997 года.

В общем плане вопросы компетенции хозяйственных судов по рассмотрению дел с участием иностранных лиц решен в ч. 4 ст. 39 ХПК.

Производство по рассмотрению хозяйственных экономических споров и иных дел с участием иностранных лиц, регулируется гл. 27 ХПК. В отличие от ГПК ХПК не устанавливает общего правила м/нар подсудности, а перечисляет в ст. 235 критерии, в соответствии с которыми определяется юрисдикция хозяйственных судов.

Следует учитывать, что в случаях, указанных в статьях 235, 236 ХПК хозяйственные суды компетентны рассматривать дела и в том случае, когда обе стороны являются иностранными лицами.

Подсудность во внутригосударственном смысле определяется ст. 48-53 ХПК.

Постановление Пленума ВХС №21 от 31 октября 2011 г. – с разъяснениями по вопросу м/нар подсудности.

???ВИДЫ М/НАР ПОДСУДНОСТИ

1. Общая ст. 545 ГПК (см. выше)

2. Исключительная – означает установление подсудности спора суду определенного государства с исключением подсудности судам иных государств.

Исключительная подсудность общим судам установлена в ст. 48 ГПК и м/нар договорах.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС от 23 сентября 1999г №9 перечень дел, относящихся к исключительной компетенции судов предусмотрен п. 3 ст. 20 и другими нормами частей 2-5 Минской конвенции, т.е. исключительной является такая подсудность, которая изложена безальтернативно.

Исключительная подсудность дел хозяйственным судам установлена в ст. 236 ХПК по делам, входящим в этот перечень, РБ не признает компетенцию судов иностранных государств, и как следствие решения, вынесенные по этим спорам в иностранных государствах, признаваться на территории РБ не будут. Ст. 248 ХПК.

3. Альтернативная подсудность – предоставляет право выбора между судами своего и иностранных государств. Например, п. 1 ст. 22 Кишиневской конвенции.

4. Договорная подсудность – подсудность дела общему суду РБ или иностранному суду может определяться письменным соглашением сторон. Это соглашение не может изменять исключительную и родовую подсудность. Данные соглашения именуются пророгационными и дерогационными.

Соглашение, в силу которого неподсудный по общему правилу спор становиться подсудным суду данного государства, называется пророгационным.

Соглашение, в силу которого подсудный по общему правилу спор данному суду изымается из сферы его юрисдикции и передается другому суду, называется дерогационным.

Если при наличии соглашения о подсудности дела иностранному суду производство в соответствии с общими правилами подсудности было возбуждено в суде РБ, он прекращает производство по делу в случае заявления ответчиком соответствующего ходатайства до изложения возражений по существу иска.

ХПК также предусматривает возможность установления договорной подсудности (ст. 237). Стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, могут письменным соглашением, установить подсудность дела хозяйственному суду РБ.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВХС Постановление от 31 октября 2011г. №21, ХС компетентен рассматривать спор и в том случае, когда обе стороны являются иностранными лицами.

Если стороны заключили пророгационное соглашение, хозяйственный суд будет обладать исключительной компетенцией при условии, что такое соглашение не изменяет исключительной компетенции иностранного суда.

Пророгационным соглашением стороны не могут изменять исключительную и родовую подсудность.

Пророгационное соглашение может предусматривать передачу спора в суд иностранного государства (п. 9 Постановления Пленума ВХС №21).

При наличии такого пророгационного соглашения ХС по заявлению ответчика, сделанному до предоставления возражений по существу иска, прекращает производство по делу в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде.

Действующие законодательство не предоставляет право сторонам, местонахождение или место жительства которых находится на территории РБ заключать соглашения о передаче дела на разрешения иностранного суда. Такое соглашение является недействительным в силу распространения юрисдикции ХС на всю территорию РБ (постановление Пленума ВХС от 23 декабря 2005 года №4).

В случае принятия решения иностранными судами по спорам, сторонами в которых являются только резиденты РБ, в признании и приведении исполнении на территории РБ этих решений должно быть отказано на основании противоречия публичному порядку РБ.

???ПОДСУДНОСТЬ ПО СВЯЗИ ДЕЛ

Встречный иск и требование о зачете, вытекающие из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в суде, который рассматривает основной иск (ст. 4 Киевского соглашения, ст. 22 Минской конвенции, ст. 24 Кишеневской конвенции).

???ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПОДСУДНОСТИ. ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДСУДНОСТИ.

Последствия неподсудности дела ОС РБ, установлены в ст. 549 ГПК: отказ в приеме заявления и прекращение производства по делу.

Суд РБ обязан прекратить производство по делу, на любой стадии гражданского процесса, если обнаружит, что дело подсудно иностранному суду и если иное не установлено ГПК и гражданским договором (проблема отрицательного конфликта юрисдикции).

Дело принятое судом РБ к своему производству с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено им по существу, даже если в дальнейшем оно стало подсудным иностранному суду.

Исключением является случай, предусмотренный ст. 557 ГПК (если ответчик полностью или в отношении конкретного дела выходит из-под юрисдикции судов РБ после предъявления иска, суд должен прекратить производство по делу).

Различия в подходах к определению м/народной подсудности, содержащиеся в процессуальном законодательстве разных государств, могут привести к конфликтам юрисдикции. Они м.б. положительными (процессуальной нормой 2 и более государств претендуют на подсудность в отношении одного и того же дела), и отрицательными (процессуальные нормы 2 и более государств отказываются в подсудности одного и того же дела).

Выделяют 2 способа преодоления конфликта юрисдикции:

1. Национальный

2. Международный

ПРОБЛЕММА НАЛИЧИЯ ПРОЦЕССА ПО ТОЖДЕСТВЕННОМУ ДЕЛУ В ИНОСТРАННОМ СУДЕ

В общих судах решается на основании ст. 548 ГПК и предусматривает 2 варианта:

1) Если дело подсудно исключительно суду РБ он рассматривает дело и выносит решение в любом случае (т.е. если дело находится на рассмотрении иностранного государства или уже рассмотрено им)

2) При альтернативной подсудности дело в суде РБ подлежит прекращению, если тождественное дело в суде иностранного государства было возбуждено ранее.

В качестве исходных начал идентификации законодатель использует критерии, аналогичные тем, которые действуют внутри белорусской судебной системы.

Правильным представляется не выявление идентичности формально-правовых принципов, а анализ существа дела, чтобы, хотя и не являющиеся правовыми близнецами споры, находящиеся в судах разных государств не приводили к взаимоисключающим решениям.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ

Ст. 240 ХПК

Если в отношении конкретного дела не установлена исключительная подсудность судам РБ процессуальными последствиями рассмотрения иностранным судом дела по торжественному спору являются:

1. Оставление иска без рассмотрения, когда тождественное дело находится в производстве иностранного суда (ст. 240, 151, 152 ХПК).

2. Прекращение производства по делу, если имеется вступившее в законную силу решение иностранного суда (ст. 240, 149, 150). При этом установлено дополнительное условие – отсутствие оснований для признания и приведение в исполнения решения иностранного суда.

???ВОПРОСЫ М/Н ПОДСУДНОСТИ М/Н ДОГОВОРОВ

Кроме прямого установления м/н подсудности, возможно ее установление косвенно, путем введения в м/нар договор в качестве условия признания иностранных решений правила о вынесении их судом компетентным с точки зрения государства, где оно должно быть принято.

В договорах о правовой помощи, подсудность разграничена по отдельным категориям дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: