Тема 7:Нотариальные действия с иностранным элементом

Иностранный элемент в деятельности нотариата может проявляться в следующем:

- за совершением нотариальных действий обращаются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица;

- нотариат оформляет документы, предназначенные для действия за границей;

- органы нотариата выполняют поручения или обращаются с поручениями к учреждениям юстиции иностранных государств.

Основные правила совершения нотариальных действий для иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Нотариальное оформление документов, предназначенных для действия за границей.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и международные организации имеют право наравне с гражданами и юридическими лицами РБ обращаться на территории РБ за совершением нотариальных действий к нотариусам, уполномоченным должностным лицам в порядке, установленном Законом «О нотариате и нотариальной деятельности» и иными актами законодательства РБ (ст. 100 Закона).

Порядок совершения нотариальных действий, формы нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей определяются законодательством Республики Беларусь и тогда, когда документ предназначен для действия за границей.

В то же время в соответствии со ст. 102 Закона о нотариате нотариусы вправе применять нормы иностранного права в случаях предусмотренных законодательством РБ, в т.ч. международными договорами.. В частности, нотариусы принимают документы, составленные в соответствии с нормами иностранного права, а также совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной иностранным правом, если это не противоречит суверенитету Республики Беларусь и не угрожает её национальной безопасности.

При применении иностранного права нотариусы устанавливают содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государства. В целях установления содержания норм иностранного права нотариальная контора может обратиться в установленном порядке к Министерству юстиции, иным компетентным органам РБ, в т.ч. находящимся за границей, либо привлечь экспертов. Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права и иным образом содействовать нотариусу в установлении содержания этих норм. Если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые в соответствии со ст. 1095 ГК меры в разумные сроки не установлено, применяется право РБ.

К отношениям, осложненным иностранным элементом применяются общие правила совершения нотариальных действий, установленные Законом о нотариате и другими актами законодательства. В частности, правила

1) о месте совершения нотариальных действий;

2) о расходах, связанных с совершением нотариальных действий;

3) о сроках совершения нотариальных действий, основаниях и сроках отложения и приостановления совершения нотариальных действий;

4) об установлении личности, проверке правоспособности и дееспособности иностранных лиц, а также подлинности подписей лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий;

5) о требованиях к документам, предъявляемым для совершения нотариальных действий, и к документам нотариального делопроизводства;

6) о совершении удостоверительных надписей и оформлении свидетельств, выдаваемых нотариусами и иными управомоченными лицами;

7) о регистрации нотариальных действий;

8) об отказе в совершении нотариальных действий и обжаловании действий нотариусов, уполномоченных должностных лиц.

Вместе с тем, присутствие в правоотношении иностранного элемента привносит в некоторые из правил совершения нотариальных действий определенную специфику. В частности,

Установление личности, проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц.

В соответствии со ст. 55 Закона о нотариате при совершении нотариального действия устанавливается личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Личность устанавливается:

- иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, - по виду на жительство в Республике Беларусь;

- иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, - по действительному паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу и выданному соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина, лица без гражданства или международной организацией (далее - документ для выезда за границу), при этом нотариус проверяет наличие разрешения на временное проживание в Республике Беларусь;

- иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, - по документу для выезда за границу, при этом нотариус проверяет наличие в нем или на миграционной карте либо на вкладыше к документу для выезда за границу отметки о регистрации иностранного гражданина, лица без гражданства в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательными актами, регулирующими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, международными договорами Республики Беларусь;

- иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, являющихся гостями аккредитованных в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь глав и сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, - по документу для выезда за границу при наличии отметки (штампа) Министерства иностранных дел Республики Беларусь о регистрации;

- иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, - по удостоверению беженца.

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства пребывает в Республике Беларусь в течение пяти суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также если регистрация не требуется в иных случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и международными договорами Республики Беларусь, для совершения нотариального действия регистрация в органах регистрации не требуется.

В подтверждение нахождения лица на территории Республики Беларусь сроком до пяти дней представляются соответствующие документы (билет, миграционная карта, отметка службы пограничного контроля в документе для выезда за границу и т.п.).

При удостоверении сделки нотариус должен проверить дееспособность граждан (гражданская дееспособность) и правоспособность юридических лиц, участвующих в сделке. В случае совершения сделки представителем гражданина или юридического лица проверяются полномочия представителя (ст. 56 Закона о нотариате).

В силу ч. 3 ст. 1104 ГК Республики Беларусь гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь определяется по законодательству Республики Беларусь.

Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация учреждена (ст. 1110 ГК). Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (ч. 1 ст. 1112 ГК). Таким образом, проверка правоспособности иностранных организаций связана с применением норм материального права иностранного государства. К документам, подтверждающим статус иностранных организаций относятся легализованная выписка из торгового реестра (регистра) страны происхождения и иные эквивалентные доказательства юридического статуса, признаваемые в качестве таковых законодательством страны учреждения, гражданства или местожительства иностранного лица. Об объеме правоспособности иностранной организации можно судить исходя из ее учредительных документов.

о требованиях к документам, предъявляемым для совершения нотариальных действий, и к документам нотариального делопроизводства;

о совершении удостоверительных надписей и оформлении свидетельств, выдаваемых нотариусами и иными управомоченными лицами;

В соответствии с п. 1 ст. 531 Закона о нотариате при обращении за совершением нотариальных действий заинтересованные лица представляют нотариусу документы, удостоверяющие их личность, дееспособность гражданина и правоспособность юридических лиц. Если за совершением нотариальных действий обращаются представители, они должны подтвердить свои полномочия.

Сведения и (или) документы, выдаваемые компетентными органами иностранных государств, представляются нотариусу лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, а в случаях, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь, - истребуются нотариусом (п. ст. 531 Закона о нотариате).

В соответствии с п. 2 ст. 102 Закона о нотариате нотариусы принимают документы, составленные в соответствии с нормами иностранного права, а также совершают удостоверительные надписи по форме, предусмотренной иностранным правом, если это не противоречит суверенитету Республики Беларусь и не угрожает ее национальной безопасности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Нотариус принимает составленные за пределами Республики Беларусь документы при условии их легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь (ст. 103 Закона о нотариате).

Существует три правовых режима признания юридической действительности иностранных документов на территории Республики Беларусь (в том числе и для нотариального производства):

1. консульская легализация;

2. апостилирование;

3. отсутствие требований как легализации, так и апостилирования (освобождение от легализации).

Официальные документы, составленные на территории иностранного государства, в котором аккредитовано либо аккредитовано по совместительству загранучреждение Республики Беларусь (далее - государство пребывания), легализуются в загранучреждении Республики Беларусь в государстве пребывания после их легализации в Министерстве иностранных дел либо ином уполномоченном органе этого государства.

Официальные документы, составленные на территории иностранного государства, в котором отсутствует загранучреждение Республики Беларусь (далее - третье государство), легализуются в одной из следующих последовательностей:

- Министерство иностранных дел либо иной уполномоченный орган третьего государства, загранучреждение Республики Беларусь, аккредитованное в третьем государстве по совместительству;

- Министерство иностранных дел либо иной уполномоченный орган третьего государства, дипломатическое представительство либо консульское учреждение третьего государства в государстве пребывания, загранучреждение Республики Беларусь в государстве пребывания;

- Министерство иностранных дел либо иной уполномоченный орган третьего государства, дипломатическое представительство либо консульское учреждение третьего государства в государстве пребывания, Министерство иностранных дел либо иной уполномоченный компетентный орган государства пребывания, загранучреждение Республики Беларусь в государстве пребывания.

Для стран – участниц Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. действует упрощенная процедура признания иностранных официальных документов, которая заключается в проставлении на документах апостиля. Проставление апостиля компетентным органом государства, в котором документ был совершен, удостоверяет подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ и в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ч. 1 ст.3 Конвенции, отменяющий требование легализации иностранных официальных документов 1961 г.).

Для стран – участниц Минской конвенции (ст. 13), Кишиневской конвенции (ст. 12), Киевского соглашения (ст. 6) не требуется ни легализации документов, ни проставления апостиля. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Аналогичные положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи.

При нотариальном оформлении документов, предназначенных для действия за границей, нотариус должен разъяснить гражданам и представителям юридических лиц о необходимости последующей легализации в Министерстве юстиции.

К документам, предназначенным для использования за границей, предъявляются следующие основные требования:

а) документы должны быть изготовлены на качественной бумаге, полностью напечатаны на пишущей машинке или компьютере и только в исключительных случаях написаны от руки. Документы не разрешается сгибать, вносить в них какие-либо дополнительные сведения, прочеркивать незаполненные до конца строчки и другие свободные места, а также ставить на них мастичные штампы. Удостоверительная надпись нотариуса должна быть напечатана на машинке. При заполнении удостоверительных надписей необходимо полностью указывать фамилию, имя, отчество нотариуса и точно его должность, не допуская сокращений, а также нотариуса в строгом соответствии с наименованием оттиска гербовой печати.

Дата обозначается словами, если она отсутствует в тексте документа или указана цифрами.

Фамилию, имя и отчество лица, подписавшего документ следует указывать по паспорту в той последовательности, как она проставлена в оформляемом документе.

Печать ставится на свободном месте документа под удостоверительной надписью, не затрагивая ее текста и подписи нотариуса.

Документы, изложенные на нескольких листах, должны быть надлежащим образом прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписью нотариуса и печатью нотариальной конторы или частного нотариуса. Сшивать указанные документы следует шелковой лентой шириной около 1 см. или ниткой белого или красного цвета;

б) в случае, когда требуется представить два и более экземпляров документа одинакового содержания, нотариус вправе их удостоверить. Каждый экземпляр документа регистрируется в реестре под самостоятельным номером. Соответственно и госпошлина и нотариальный сбор взыскивается за каждый экземпляр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: