Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия

Многие из сохранившихся до наших дней усадебных ландшафтов облада-
ют высокой исторической, научной и культурной ценностью и могут быть
идентифицированы как объекты наследия. Для того чтобы отделить культур-
ные ландшафты — объекты наследия — от всей совокупности культурных
ландшафтов, обычно указывают на особое значение исторической памяти, яв-
ляющейся важнейшим компонентом ландшафта и отраженной в материаль-
ных (культурных и природных) и нематериальных (информационных) эле-
ментах ландшафта, а также на их выдающееся культурное, научное, художест-
венное значение (Веденин, Кулешова, 2001). Эти свойства ландшафта могут
быть описаны через систему характеристик и показателей, таких, как уровень
художественного решения усадебно-паркового ансамбля, выраженность и со-
хранность типичных черт исторического сельского ландшафта, значимость
его ассоциативных признаков, степень сохранности отдельных элементов
ландшафта, несущих в себе историческую память о великих людях и значи-
мых исторических событиях.

В качестве основных критериев при выделении усадебных ландшафтов как
объектов наследия, помимо их исторической, научной и культурной ценности,
рассматривается их соответствие требованиям целостности и аутентичности.
При этом следует иметь в виду типологическое разнообразие усадебных ланд-
шафтов, поскольку в зависимости от отнесения усадебных ландшафтов к тому
или иному типу культурного ландшафта, их ценность может быть определена по
абсолютно разным критериям. Напомним, что в соответствии с «Руководящими
указаниями по применению Конвенции о Всемирном наследии» ЮНЕСКО куль-
турные ландшафты делятся на три типа: созданные по замыслу человека, или ру-
котворные; естественно сформировавшиеся, или эволюционировавшие; ассо-
циативные. Многие усадебные комплексы России могут быть отнесены именно к
первому типу ландшафтов. Это творения садово-паркового искусства, архитек-
турно-парковые ансамбли, уникальные природно-технические системы (напри-

Усадьба Узкое, (г. Москва), главный дом (фото Ю. Веденина)


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов


Усадьба Царицыно (г. Москва), беседка «Храм Цереры»

мер, гидромелиоративные сооруже-
ния). Особенно много замечательных
усадебных комплексов этого типа
расположено недалеко от столичных
городов — Москвы и Петербурга.
Так, например, на территории Под-
московья расположены такие широко
известные по своим художественным
качествам усадьбы, как Архангель-
ское Юсуповых, Ольгово Апракси-
ных, Валуево Мусиных-Пушкиных,
Семёновское-Отрада Орловых, Мар-
фино Голицыных и Паниных, Суха-
ново Волконских, Ярополец Чер-
нышёвых и Гончаровых и т. д. Этот
список могут дополнить усадьбы, во-
шедшие в настоящее время в черту
Москвы: Царицыно, Кусково, Остан-
кино, Кузьминки, Узкое, Черёмушки.

В их создании принимали участие великие русские архитекторы и художники —
В. И. Баженов, Н. А. Львов, М. Ф. Казаков, Д. Кваренги, Д. Жилярди, О. Бове,
Ф. Кампорези, П. Гонзаго, отец и сын Быковские и т. д.

В качестве одного из примеров усадебных ландшафтов следует назвать
подмосковное Суханово — усадьбу, отличающуюся выдающимися художест-
венными достоинствами. Белоколонный дворец, причудливая архитектура
краснокирпичных служб, напоминающих средневековые постройки европей-
ских замков, бывший мавзолей Волконских, превращённый советскими «зод-
чими» в столовую, типичный образец усадебно-парковой архитектуры конца
XVIII — начала XIX века — беседка-ротонда, от которой открывался вид на де-
ревню Суханово и окрестности усадьбы и, наконец, парк с его живописными
полянами и прудами. Вокруг центрального комплекса усадьбы сохранились по-
ля и луга, ещё относительно недавно использовавшиеся в сельскохозяйствен-
ных целях. Долина реки, вдоль которой раскрываются далёкие перспективы на
окрестности усадьбы, является естественным продолжением усадебного парка.
К сожалению, в последнее время окрестности усадьбы начинают испытывать
давление со стороны многочисленных застройщиков — там начинают появ-
ляться современные коттеджи и дачи.

Выдающееся место в истории русской культуры занимает комплекс усадеб
в Яропольце, расположенный недалеко от Волоколамска. Здесь и поныне можно
увидеть очень интересный архитектурный ансамбль усадьбы Гончаровых, соз-
данный в конце XVIII — начале XIX веков. Особый интерес представляют
«турообразные» въездные ворота, церковь, главный дом с флигелями и служба-
ми, остатки кирпичной стены (когда-то значительная часть парка была окруже-
на такой же стеной), руины павильона, возвышавшегося над крутым берегом
реки Ламы. Парк усадьбы раскинулся вдоль берега Ламы и по своей конфигура-
ции повторяет её изгибы. Долина Ламы с широкой поймой, изрезанной много-



Культурный ландшафт как объект наследия


численными старицами и ак-
тивно используемой для выпа-
са скота, примыкает к
территории усадьбы.

Усадьба Ярополец Гончаровых в Московской области. Ворота и церковь (фото Ю. Веденина)

Другая ярополецкая усадь-
ба, принадлежавшая когда-то
графам Чернышёвым, ещё бо-
лее интересна по своим художе-
ственным достоинствам, неже-
ли усадьба Гончаровых. К сожа-
лению, сегодня она стоит в раз-
валинах. Однако красота архи-
тектуры главного здания, тон-
кость отделки фасада и интерь-
еров всё ещё хорошо прослежи-
ваются. Эта усадьба была заме-
чательна не только своими ар-
хитектурными сооружениями,
но и парком, где до сих пор со-

хранился регулярный сад, а в пейзажной его части, расположенной за Ла-
мой — сеть прудов, фрагменты живописных, созданных по замыслу художни-
ка полян. Парк некогда украшали разнообразные павильоны, визуально связан-
ные либо с дворцом, либо с окрестностями усадьбы. Эта связь ощущается и сей-
час: если подняться на невысокий холм, насыпанный на границе парка, где ко-
гда-то, возможно, находилась беседка, то можно увидеть живописные панора-
мы долины реки Ламы.

Усадьба Ярополец Гончаровых в Московской области. Парковая ограда с павильоном (фото Ю. Веденина)

Однако отнюдь не все уса-
дебные ландшафты могут быть
оценены с позиций высокого
качества их архитектурно-пла-
нировочного решения, их ху-
дожественных достоинств.
В этом случае представляет ин-
терес рассмотрение усадебного
ландшафта как одного их вари-
антов естественно сформиро-
вавшегося или эволюциониро-
вавшего ландшафта. Как из-
вестно, усадьба создавалась в
границах уже существовавшего
сельского крестьянского ланд-
шафта или оба ландшафта эво-
люционировали совместно (та-
кого рода ситуации возникали
в том случае, когда осваивались
новые территории, например, в


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов


Усадьба Ярополец Чернышёвых в Московской области. Обелиск в регулярном парке (фото Ю. Веденина)

Русском Черноземье или Сред-
нем Поволжье, в других местах,
освоение которых относится к
концу XVIII — началу XIX ве-
ка). В результате этого взаимо-
действия сформировался ти-
пичный для Средней России
сельский усадебно-крестьян-
ский ландшафт. Многие его
черты сохраняются до сих пор,
несмотря на то, что носители
как усадебной, так и крестьян-
ской культур, в основном, уже
исчезли. В большинстве регио-
нов от этого ландшафта оста-
лись лишь фрагменты, не по-
зволяющие рассматривать его
как объект наследия. Однако
ценность таких ландшафтов,
при условии сохранения их аутентичности и целостности как типичных сель-
ских ландшафтов России, трудно переоценить.

Характерным примером такого ландшафта является Бородинское поле,
ставшее известным благодаря тому, что на нём в 1812 году произошло сражение
двух великих армий, возглавляемых Наполеоном Бонапартом и М. И. Кутузо-
вым. Однако задолго до этого сражения здесь сформировался сельский ланд-
шафт, характерной чертой которого является мозаика многочисленных усадеб с
раскиданными вокруг них кре-
стьянскими поселениями, по-
лями и перелесками. Сельский
ландшафт развивается как еди-
ный ландшафт на основе тес-
ного взаимодействия усадебно-
го и крестьянского ландшаф-
тов, на базе общей инфраструк-
туры — дорог, речных долин и
природных комплексов. Благо-
даря тому, что поле сражения
было взято под охрану ещё в
позапрошлом веке, данный ис-
торический ландшафт сохра-
нил свои характерные и наибо-
лее выразительные черты.

Усадьба Ярополец Чернышёвых в Московской области. Пруд в пейзажном парке (фото Ю. Веденина)

И, наконец, третий тип
ландшафта — ассоциативный.
Многие усадебные ландшафты
могут быть отнесены к ассо-



Культурный ландшафт как объект наследия

Музей-заповедник «Поленово» в Тульской области. Вид на долину р. Оки от главного дома
(фото М. Кулешовой)

циативным ландшафтам, прежде всего, на основании их мемориальных
свойств. Их хозяевами или гостями были замечательные писатели, художники,
музыканты, учёные или политики; в этих усадьбах происходили события, ока-
завшие особое влияние на ход русской истории. Русская усадьба вошла в исто-
рию русской культуры как место, связанное с творчеством многих замечатель-
ных русских художников или литераторов. Это Ясная Поляна Л. Н. Толстого,
Михайловское А. С. Пушкина, Спасское-Лутовиново И. С. Тургенева или Борок
(Поленово) В. Д. Поленова. Сейчас, например, просто невозможно представить
историю Художественного театра без усадьбы Любимовка, когда-то принадле-
жавшей К. С. Станиславскому,— усадьбы, где обсуждался проект создания
принципиально нового театра. Для ботаников таким «святым» местом является
усадьба Горенки Разумовских, где в начале XIX века существовал ботанический
сад, в котором культивировалось более 9 тысяч растений. Именно этот сад стал
базовым для формирования коллекций Московского и Петербургского садов, а
также Никитского ботанического сада в Крыму.

Естественно, что одна и та же усадьба может быть рассмотрена с позиции
разных типов культурного ландшафта. Так, например, мы уже рассказывали о
замечательном усадебном ансамбле в Яропольце, известном не только благодаря
своим художественным характеристикам, но и тем, что это село было связано со
многими яркими именами. Среди них бывший гетман Украины П. Д. Дорошен-
ко, которому в 1684 году Пётр Великий пожаловал село Ярополец, а фактиче-
ски — сослал его в эти места; выдающийся русский полководец, фельдмаршал
З. Г. Чернышёв; Наталья Ивановна Гончарова (урождённая Загряжская) — мать
Натальи Николаевны, жены А. С. Пушкина, и, наконец, сам А. С. Пушкин, заез-
жавший сюда по дороге из Петербурга в Москву.

В то же время ценность усадьбы как объекта наследия чаще всего определя-
ется на основании какого-либо одного типологического признака. Так, напри-


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

мер, Архангельское должно рассматриваться, прежде всего, как культурный
ландшафт, созданный по замыслу великих художников, а Ясная Поляна — как
место, связанное с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: