Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности

Культурный усадебный ландшафт сформировался в процессе деятельности
людей, принадлежащих к самым различным слоям русского общества — дво-
рян, разночинцев, дворовых, крестьян, священников. Здесь протекала их обы-
денная жизнь, они занимались хозяйственной деятельностью, в господском доме
устраивались балы, в деревнях проводились народные праздники. В усадебной
церкви происходили службы, и в ней можно было встретить одновременно и хо-
зяев усадьбы, и дворовых, и крестьян из соседних деревень. Разнообразие видов
деятельности, осуществлявшихся на территории усадебного ландшафта, предо-
пределяло его функциональную дифференциацию и специфическую ритмич-
ность его функционирования.

Функциональная дифференциация территории была связана с особенно-
стями использования усадебного ландшафта.

Центральная часть усадьбы — это господский дом, церковь, службы и
парк. Здесь находились все рычаги управления усадьбой, принимались реше-
ния о наиболее существенных мероприятиях, затрагивающих всю территорию
усадебного ландшафта. Центральная часть ландшафта — это наиболее благо-
устроенная зона усадебного комплекса, в организации которой участвовал,
как правило, архитектор или инженер. Нередко строительство этой части
усадьбы велось на основе заранее сделанного проекта. Расположенные вокруг
центра усадьбы сельские поселения формировалась чаще всего спонтанно, без
каких-либо чётких правил, установленных высоким начальством или законом.
Вместе с тем, в каждом регионе России существовали свои традиции, касающие-
ся и планировки поселений, и характера застройки. Были и исключения из об-
щего правила. В усадьбе А. А. Аракчеева в Новгородской области планировка
и застройка сельских поселений была осуществлена по единому проекту. На
периферии усадебного ландшафта размещались поля, луга и лесные угодья, ис-
пользуемые как в хозяйственных целях, так и для развлечений — конных про-
гулок и охоты. В то же время и здесь проявлялось особое отношение к обустрой-
ству ландшафта. Приглашались так называемые грабари — крестьяне, владею-
щие мастерством украшения сельского ландшафта, формирования опушек
лесов и окраин лугов, вертикальной планировки полей, руководствуясь при
этом не только хозяйственными целями, но и определёнными эстетическими
принципами (Энгельгардт, 1987).

С деятельностью людей, с особенностями их взаимодействия с природой
тесно связана ритмичность функционирования усадебных ландшафтов. В уса-
дебном ландшафте очень чётко проявляются как сезонные, так и суточные рит-
мы. Сезонные ритмы были обусловлены, прежде всего, природными процессами
и динамикой природопользования. При этом имеются в виду не только хозяйст-
венная деятельность, но и характер развлечений и отдыха. Всё это неоднократно
было описано в русской литературе, в частности, в поэзии А. С. Пушкина, в рома-


Культурный ландшафт как объект наследия

нах и повестях Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Пробуждение при-
роды, весенние сельскохозяйственные работы; летняя пора, связанная с сеноко-
сом, купанием, походами в лес за ягодами; осень — время сбора урожая, начало
охоты с гончими собаками и, наконец, зима — время рождественских праздни-
ков и катания на санях. Суточные ритмы функционирования усадебного ланд-
шафта также получили свое отражение в русской литературе. Чаще всего это рас-
сказы о жизни барина или барыни, об их ежедневных заботах, об их отношении к
хозяйству, к дворовым людям и крестьянам, к природе и т. д. И, несмотря на оп-
ределённую ироничность многих повествований такого рода, можно было по-
нять, что им приходилось довольно много ездить в течение всего дня, постоянно
принимать решения, касающиеся буквально всех сторон жизни усадьбы, посе-
щать самые разнообразные уголки своего поместья, вникать во все дела, которые
происходили на территории усадебного ландшафта.

Суточные ритмы находили отражение и в планировочном решении усадь-
бы. Примером этому может служить одна из наиболее интересных разработок
Н. А. Львова (замечательного русского архитектора и владельца нескольких
усадеб в Тверской области), связанная с проектом городской усадьбы А. А. Без-
бородко в Москве. В основу планировочной организации усадебного парка бы-
ли положены суточные различия в характере использования различных рай-
онов парка, связанные с изменением освещения, характера занятий и даже чис-
ла гуляющих. Предназначенная для утренних прогулок «часть сада отделана в
весёлом, но в тихом и спокойном вкусе, утреннему времени отвечающем; кроме
движения листьев нет в нём никакого движения» (Гримм, 1954. С. 118). Место
полуденных прогулок связано с разнообразными водными устройства-
ми — купальнями, декоративными водотоками с «натуральными порогами и
водопадами», которые, будучи расположены «в местах глухих и осенённых,
одушевляют журчанием своим уныние и тишину данного убежища» (Гримм,
1954. С. 121). «Вечернее гульбище всех прочих пространнее, для него определена
вся нижняя часть сада поперёк оного» (Гримм, 1954. С. 121). В отличие от попу-
лярных в те годы рекомендаций известного теоретика садово-паркового искус-
ства Х. Гиршфельда, в которых предлагается рассматривать вечернюю часть са-
да как место для тихого и спокойного отдыха, где можно предаться уединённым
размышлениям и прогулкам, Львов предлагает, в соответствии с требованиями
хозяина усадьбы, использовать её как место для публичных гуляний, организа-
ции различных увеселений с приглашением гостей, что было весьма распро-
странено не только в городских, но и в загородных усадьбах, особенно располо-
женных недалеко от Москвы или других крупных городов (Докучаева, 2001).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: