8 Тренинг «Подстройка»
Цель: освоение техники подстройки – установление подсознательного доверия с собеседником путем соответствия интонации и темпа речи партнера по общению.
Инструкция. Тренер разделяет группу на подгруппы по три человека. Один участник говорит что-то в течение трех минут, затем другой рассказывает то же самое – тем же тоном, с тем же темпом. Важно не содержание, а именно подражание интонации и темпу речи собеседника. Третий участник оценивает качество подражания. Затем участники меняются местами. После выполнения упражнения можно провести обсуждение: «Что я почувствовал, когда собеседник «возвращал» мне мой рассказ?» Можно также выбрать победителя в группе по «подражанию» другим.
10 Деловая игра: «Кораблик»
Цель: научиться кратко, формулировать свои мысли, запоминать детали, быть внимательным.
Инструкция. Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый из участников по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т. д.
|
|
Каждый участник должен произнести не менее 3-5 фраз. Так продолжается, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивает, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
3.3 Вопросы и задания для самоконтроля
1 Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной?
2 Назовите четыре вида речевой деятельности.
3 В чем отличие устной речи от письменной?
4 Какие вы знаете коммуникативные барьеры? Раскройте сущность каждого из них и приведите примеры из повседневной жизни.
5 Каковы основные причины потери и искажения информации?
6 Что, с вашей точки зрения, означает «умение слушать»? Обладаете ли вы этим качеством?
7 Какие стили и виды слушания вам известны?
8 Перечислите правила для говорящего и слушающего. Какие из них вы не выполняете? Почему?
9 Объясните, как происходит процесс обмена информацией с учетом обратной связи, шума и личностного смысла сообщения.