1 Помните, что отсутствие культуры, невежество и грубость способны повредить всему, даже справедливому и разумному.
v Культура, как известно, и создает личность, и чем ее больше, тем личность значительнее. Как показывает опыт, важны, прежде всего, знания, причем не многие знания, а в первую очередь – нужные знания.
v Стремитесь к тому, чтобы изящны были мысли, желания, намерения и, конечно же, речь.
v Будьте учтивы и доброжелательны, ибо это важнейшие черты личной культуры человека.
2 Искореняйте даже мелкие свои недостатки.
v Помните, что даже небольшой недостаток способен испортить великолепное сочетание ваших достоинств. Не зря говорят: довольно и облака, чтобы затмить солнце. Именно в эти несовершенства и будут метить недруги, чтобы подорвать вашу репутацию.
3 Стремитесь быть естественной, поскольку это намного приятнее искусственности и всего напускного.
v Чем лучше удалось дело, тем меньше говорите о своих усилиях и трудах, чтобы окружающим казалось, что успех достигнут совершенно естественным путем.
|
|
v Добиваясь успеха, не впадайте и в другую крайность – не демонстрируйте притворную скромность, стремясь убедить окружающих, что ничего не выставляете напоказ. Мудрый и виду не подает, что осознает свои достоинства, и это его равнодушие вызывает у окружающих еще больший интерес к нему.
v Опыт учит, что вдвойне велик тот, кто, обладая многими достоинствами, ни об одном из них сам не говорит. Всеобщее признание приходит к нему, потому что об этих достоинствах начинают говорить другие.
v Помните, что:
Ø людей проницательных – побаиваются;
Ø злобных – не любят;
Ø тщеславных – сторонятся;
Ø насмешливых – страшатся;
Ø достойных – оставляют в покое.
4 Стремитесь быть непринужденным буквально во всем.
v Быть непринужденным в рассуждениях – признак высокого интеллекта и культуры. Непринужденность в общении особенно ценят, поскольку она предполагает внутреннюю свободу, и придает особую завершенность словам и действиям.
v Помните, что непринужденность в рассуждениях помогает смягчить любой отказ, и изящно выйти из практически любого затруднения.
5 Совершенствуйте умение вовремя «оглядываться».
v Всегда полезно перед началом дела или принятием решения «осмотреться». Совершенно необходимо это делать, когда успех неочевиден.
v Помните, что если человек идет, обратив глаза к солнцу, он никогда не увидит своей тени.
6 Преодолейте привычку действовать в пылу страсти, ибо страсть заслоняет разум.
v Будучи эмоционально возбужденным, постарайтесь занять позицию «наблюдателя», и вы еще раз убедитесь в том, что «зритель видит больше, чем игрок».
|
|
v Человека, разбушевавшегося в часы страсти, обычно хватает ненадолго. Позже он начинает каяться, а окружающие – осуждать его.
7 Пренебрегайте нападками ваших обидчиков.
v При нападках на вас не забывайте о важнейшем правиле благоразумных – никогда не защищать себя пером. Такая защита оставляет след, и сопернику она принесет скорее славу за отвагу, чем кару за дерзость.
v У ничтожных, есть хитрый прием – нападать на великих и честных. Они пытаются завоевать славу, приобрести хорошую репутацию именно таким кривым путем, потому что не находят прямого. Лучший ответ им – забвение: именно оно позволит похоронить врага во прахе его собственного ничтожества.
8 Будьте не только доброжелательны, творите добро!
v Опыт учит, что говорить обычно бывает легко, действовать же намного труднее. Старайтесь, чтобы ваши добрые слова не оказались значительнее ваших добрых дел.
v Помните, что добрые дела остаются, добрые же слова, как правило, забываются. Порядочность обнаруживается исключительно в конкретных делах, а не в высокопарных словах.
9 Стремитесь не только к достижимому, сколько к лучшему результату.
v Старайтесь следовать в жизни золотому правилу: если вы хотите переплыть на другой берег против течения, «берите выше».
v Помните, что искусный стрелок, целясь, всегда метит чуть выше.
10 Остерегайтесь тех, кто, прикрываясь вашим интересом, добивается исключительно своего.
v Против хитрости таких людей существует лишь одно оружие – ваша проницательность. Без нее вам придется, обжигая руки, «вытаскивать каштаны из огня», не для себя, а для другого.
v Будьте особенно осторожны с теми, кто «угощает» вас лишь для того, чтобы потом «поесть» самим.
11 Старайтесь не только остерегаться глупых людей, но и не связываться с ними.
v Жизнь учит, что глуп тот, кто глупцов не узнает, однако еще глупее тот, кто, распознав их, от них не уходит.
v Даже поверхностное общение с глупцами опасно, а доверчивая близость с ними – губительна.
12 Избавьтесь от намерения мстить своим врагам, проявляйте величие души.
v Величие души человека по отношению к недругам проявляется в том, что он, во-первых, отзывается о врагах хорошо, а во-вторых, обходится с ними еще лучше.
v Величие души еще ярче сверкает тогда, когда от человека ждут мести, а он отказывается от нее.
v Мудрый если и ненавидит, то исключительно благовоспитанно. Именно в этом – красоте поступков – и проявляется величие и изящество души.
13 Откажитесь от стремления всегда и во всем себя показать.
v Уважайте себя, чтобы уважали вас. На то, чтобы себя показать, будьте лучше скупы, чем расточительны.
v Старайтесь приходить лишь туда, где вас желают видеть, и не приходите, пока не попросят. Уходите же, наоборот, до того, как вас попросят.
v Помните о том, что всегда необходимо уходить за минуту до того, когда вы станете лишним.
v Помните, что назойливый человек, который без стыда вторгается куда угодно, превращается в постоянную мишень для поношений. Обычно его и выпроваживают без стеснения.
14 Добрые дела и деяния старайтесь не продавать, отдавайте их даром.
v Помните: что отдал– то твое.
15 Преодолейте желание быть слишком приметным.
v Помните, что среди равных не терпят превосходства. Это касается очень многих жизненных ситуаций.
v Как только вы привлечете внимание многих, ваши достоинства могут стать недостатками, и это произойдет по одной простой причине: необычное чаще всего осуждают.
16 Научитесь выбирать себе друзей.
v Помните, что благодаря тем, с кем человек общается, у него незаметно меняются привычки, характер и многое другое, что, в конце концов, формирует личность.
v Старайтесь найти тех, кто бы вас дополнял, создавая при этом гармонию, которая обретает свои формы.
|
|
v Сочетание и взаимодействие противоположностей, как известно, обычно помогает достичь разумной середины.
v Почаще напоминайте себе об известном: «Скажи мне, кто твой друг и …», ибо о человеке во многом судят по его друзьям.
17 Используйте свой интеллект исключительно во благо.
v Известно, что злое намерение умаляет достоинства человека, поскольку именно с помощью высокого интеллекта искуснее творит зло.
v Помните, что осуждения достоин тот совершенный ум, который следует низким целям.
18 Старайтесь доводить начатое дело до конца.
v Есть люди, у которых все силы уходят на начало. Они не способны доводить дело до конца и тем самым лишают себя удовольствия увидеть его результат.
v Когда трудно бывает начать, начните – и…силы появятся.
19 Постарайтесь увидеть мир глазами вашего собеседника, и вам станет понятна его правота.
v Научитесь входить в положение того, с кем вы общаетесь, и вы сможете, во-первых, открыть все лучшее в себе; а во-вторых, пройти в «храм сердца» другого и зажечь в нем огонь добра и любви.
20 Прежде чем вдохновить окружающих, покажите им благородные цели.
v Помните, что большинство людей:
Ø хотят идти за теми, кто знает, куда идти;
Ø хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону;
Ø не переносят, когда цели постоянно меняются.
21 Старайтесь не слишком явноуправлять– это правило приемлемо не только для политики, но и для воспитания.
v Для эффективного управления людьми необходим особый – «сельскохозяйственный» подход, т.е. необходимо:
Ø создать хороший климат;
Ø обеспечить соответствующую подкормку;
Ø предоставить людям, расти самим по себе.
Вот тогда они вас удивят!
22 Научитесь говорить «нет» во всех случаях, когда это необходимо.
v Очень часто мы, не умея сказать «нет», вынуждены платить за это огромную цену. Люди перекладывают на нас свои проблемы и потом ждут, пока мы их решим. Если же мы оказываемся не в состоянии решить чужую проблему и, в конце концов, после мучительных колебаний все-таки отказываем человеку в его просьбе, мы наживаем себе врага.
|
|
v Если вы видите, что не можете легко и без неприятностей для себя помочь человеку в чем-либо, то лучше откажите ему сразу. Он немного расстроится, а затем просто забудет об этом. Зато у вас останется друг.
v Однако поймите, что нельзя поднимать «мост» вашей «цитадели» перед тем, кто пришел к вам с верой, любовью и надеждой на вас.
23 Помните, что не всегда можно помочь человеку, потому что в нем самом заключено первое препятствие к получению помощи.
v Если человек не готов принять помощь, а ему ее навязывают, она не окажет позитивного воздействия, а лишь усугубит положение дел. Предлагать помощь нужно мудро, для этого многие используют известные приемы: «Отступить, чтобы…победить», «Уйти, чтобы…остаться».
v Чтобы помочь человеку в чем-либо, нужно не только сформировать у него готовность принять эту помощь, но и самому иметь силы ее оказать.
24 Научитесь признавать право быть самим собой не только за собой, но и за другими.
v Преодолейте великий соблазн менять окружающих, пусть даже вы знаете самый волшебный рецепт для всего человечества.
25 Преодолейте желание понравиться всем и во всем: это невозможно.
v Освободитесь от привычки сделать каждый ваш шаг привлекательным абсолютно для всех. Как бы вы не стремились проявить свои добрые намерения к окружающим, всегда найдется тот, кто «измажет грязью вашу белую одежду». Будьте по-настоящему сострадательны и к такому проявлению несовершенства человека.
26 Научитесь во благо использовать удивительный и чудный дар слова.
v Старайтесь всегда помнить о последствиях своих слов. Порою, мы неудержимо роняем необдуманные слова, которые способны оскорбить, уязвить наших близких или принести им какой-либо другой вред.
v Даже с лучшими намерениями мы часто неосторожно касаемся открытой раны и причиняем боль тем, кому не хотели.
27 Всегда помните: «повышая голос – понижаешь интеллект».
v Глубже осознайте, что «громче» – не значит «понятнее».
v Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите громко. Если вы хотите, чтобы вас послушали, говорите тихо.
28 Старайтесь если быть первым, то в наилучшем.
v Помните, что среди многих ваших достоинств как минимум одно должно главенствовать.
v Опыт учит, что отличие в совершенном не только внушает изумление, но и привлекает сердца окружающих.
29 Стремитесь к тому, чтобы не только красиво войти, но и красиво выйти.
v Заботьтесь не столько о том, чтобы вас приветствовали у входа, сколько о том, чтобы окружающие не желали вашего ухода.
v Практика упорно напоминает, что очень многие люди, начинавшие со сладкого, заканчивали горьким. Очень многих счастье радушно приветствовало, но равнодушно провожало.
30 Будьте выше желания похвастаться своими победами, пусть лучше о них расскажут другие.
v Хвалить себя – проявлять тщеславие, говорить о себе дурно – признак малодушия.
v Если хотите чтобы о вас говорили хорошо, не говорите о себе хорошо. Говорить о себе хорошо – это слабость, которая очень часто делает вас посмешищем.
v Старайтесь очень осторожно говорить о присутствующих, поскольку велика опасность перейти, либо к лести, либо к оскорблениям.
v Более совершенен тот, кто не говорит о своем совершенстве.
31 Научитесь хоть иногда признавать свои поражения.
v Если мы хотим добиться успеха в жизни, необходимо, как это ни странно на первый взгляд, признавать свои поражения.
v Хуже самой ошибки бывает только непризнание ошибки.
v И мудрец совершает оплошность, но лишь однажды, а не дважды. И чаще всего это бывает случайно, а не постоянно.
v Помните, что анализ собственных слабых сторон обычно помогает человеку раскрыть в себе новые силы.
32 Избегайте желание ввязаться в соперничество.
v Помните, люди пользуются почетом и уважением до тех пор, пока у них не появляются соперники, которые могут отличаться как завистью, так и особой мстительностью.
33 Преодолейте опасную привычку побеждать подлых.
v С подлостью, как учит опыт мудрых людей, невозможно договориться, ибо подлость не признает никаких правил приличия, – ее нужно просто избегать.
v Всячески старайтесь не вызывать у подлых неприязнь к себе, поскольку многие из них ненавидят просто так, не особенно понимая, за что и почему.
34 Избавьтесь от стремления подмечать чужие недостатки.
v Верным признаком собственного упадка и несовершенства является склонность замечать чужие недостатки. Пятная, таким образом, других, человек демонстрирует в первую очередь собственные пятна.
35 Помните, что нет ничего пагубнее, чем поверхностные знания.
v Опыт мудрых учит: на то, что лежит на поверхности, обычно наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же сущность находится гораздо глубже, чтобы ее лучше ценили и понимали лишь знающие люди. Вот почему так важно быть истинно знающим.
v Старайтесь почаще напоминать себе известное, но, увы, во многом забытое положение Ф. Бэкона: «Может тот, кто знает, знает тот, кто может. Знание – сила».
v Помните, что знающий всемогущ, во многих жизненных ситуациях знания – сильная и надежная защита!
36 Учитесь быть терпеливым, особенно по отношению к тем, от кого вы зависите.
v Обычно человек, который умножает свои знания, как бы невольно умаляет свое терпение. Терпеть же больше всего приходится от тех, от кого больше зависишь. Именно в таких ситуациях крайне необходимо упражняться в самолюбии.
37 Будьте особенно осторожны, когда удача слишком часто вас благословляет, сумейте вовремя остановиться.
v Когда совершенно очевидно, что достигнуто уже многое, сумейте вовремя подвести черту, поскольку, когда удачи складываются вместе, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.
v Избегайте желания делать ставку на удачу, ибо удача недолговечна и случай не поможет.
38 Научитесь вовремя уходить.
v Старайтесь отдалиться от дел, прежде чем они отдалятся от вас.
v Научитесь и свой финал (например, завершение своей карьеры) превратить в триумф. Не ждите, пока станете для окружающих «заходящим солнцем». (Само солнце порой в полной своей силе прячется за облака, чтобы окружающие не видели его закат и гадали, зашло оно или нет).
v Избегайте ситуаций, когда люди могут повернуться к вам спиной. Вполне уместно провести аналогию: прозорливый человек заранее отпускает своего коня на отдых, чтобы тот не пал посреди поля и всадника не подняли бы на смех.
39 Пусть о вас говорят как о человеке, делающем добро.
v Стремитесь, по возможности, к великому совершенству – делать в жизни больше добра, чем окружающие люди.
v Помните о том, что к великому, лучше всего идти дорогой добродетели.