1.1. Руководство предназначено для использования при проектировании железнодорожных станций, узлов и других объектов железнодорожного транспорта, а также для работников аварийно-восстановительных подразделений, пожарных и восстановительных поездов, представителей грузоотправителей (грузополучателей), сопровождающих опасные грузы, руководящего состава служб железных дорог и представителей служб других министерств и ведомств, принимающих участие в разработке планов и организации работ по ликвидации аварий (пожаров) на объектах железнодорожного транспорта.
1.2. Типовые аварийные ситуации и оценка зон воздействия опасных факторов аварий рассмотрены применительно к следующим основным объектам железнодорожного транспорта:
станциям по наливу и сливу нефтепродуктов;
сортировочным станциям;
промывочно-пропарочным станциям;
складам хранения опасных грузов;
шпалопропиточным заводам.
1.3. Настоящее Руководство разработано на основе обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований, выполненных Гипротранстэи МПС России, ВНИИПО и МИПБ МВД России, ВНИИ ГОЧС МЧС России.
|
|
При определении опасных факторов аварий, методов их расчета и разработке типовых аварийных ситуаций использовались также методики /1 – 6/, нормативные документы и рекомендации /7 – 27, 45/, справочные пособия /28, 29, 44/ научно-техническая литература /3 – 43/.
ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ АВАРИЙ
Общие положения
2.1.1. При крупных авариях с опасными грузами на объектах железнодорожного транспорта опасные факторы аварий могут приводить к поражению людей, а также зданий и сооружений населенных пунктов и промышленных объектов, расположенных на прилегающей территории.
2.1.2. В настоящем Руководстве рассмотрены следующие опасные факторы аварий с опасными грузами:
образование взрывоопасных зон загазованности;
воздушная ударная волна взрывов облаков топливно-воздушных смесей (ТВС);
тепловое излучение при горении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных углеводородных газов, аварийно химически опасных веществ, твердых горючих веществ;
токсичные выбросы.