Н. В. Нижегородцева
Н. В. Шарова
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Познавательные процессы
Учебное пособие
Ярославль
УДК 159.92 ББК 88.3 я 73-2 Н 606 | Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского |
Рецензенты:
зам. директора по УВР Ярославского филиала СГА
кандидат психологических наук Л. В. Фефилина
зав. кафедрой теории и истории педагогики ЯГПУ им. К. Д. Ушинского кандидат педагогических наук, доцент С. Л. Паладьев
Н 606 Нижегородцева Н. В., Шарова Н. В.
Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2006. - 84 с.
Учебное пособие предназначено для обучения студентов, осваивающих педагогические специальности, а также специальности «Педагог-психолог» и «Конфликтология», по курсам «Основы общей психологии», «Психология и педагогика»,
Учебное пособие соответствует Государственному стандарту подготовки специалистов по курсу «Психология» в педагогическом вузе. Целью пособия является формирование у студентов необходимых знаний по психологии для решения практических задач в процессе профессиональной деятельности и в обыденной жизни. В пособии излагаются основные понятия и закономерности психических процессов, предложены темы рефератов, вопросы для самостоятельной работы, что поможет студентам освоить и систематизировать необходимые знания по общей психологии.
|
|
Настоящее пособие может быть использовано студентами в целях самопознания своих психических процессов и их особенностей, для наблюдения и исследования психических процессов учащихся, для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Содержащуюся в пособии информацию они могут применять в будущей профессиональной деятельности.
УДК 159.92
ББК 88.3 я 73-2
ISBN 978-5-87555231-1 | © Нижегородцева Н. В., Шарова Н. В., 2006 ©Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2006 |
Содержание
Введение___________________________________________________________ 5
Структура учебного пособия «Общая психология. Познавательные процессы» 5
Раздел I. Познавательные процессы___________________________________ 7
Тема 1. Ощущения_______________________________________________ 7
1. Понятие, основные признаки ощущений_________________________ 7
2. Свойства ощущений__________________________________________ 9
3. Виды ощущений____________________________________________ 10
4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений_______________ 11
5. Физиологическая основа ощущений___________________________ 13
Тема 2. Восприятие_____________________________________________ 15
1. Понятие, основные признаки восприятия_______________________ 15
2. Основные свойства восприятия как психического процесса________ 16
|
|
3. Виды восприятия___________________________________________ 20
4. Физиологические основы восприятия__________________________ 21
Тема 3. Представление__________________________________________ 24
1. Понятие, основные признаки представлений_____________________ 24
2. Основные свойства представлений_____________________________ 24
3. Виды представлений________________________________________ 26
4. Физиологическая основа представлений________________________ 26
Тема 4. Память_________________________________________________ 28
1. Понятие, основные признаки памяти___________________________ 28
2. Теории памяти_____________________________________________ 29
3. Виды памяти_______________________________________________ 31
4. Физиологическая основа памяти______________________________ 34
Тема 5. Процессы памяти________________________________________ 36
1. Запоминание_______________________________________________ 36
2. Сохранение________________________________________________ 39
3. Воспроизведение___________________________________________ 40
4. Забывание_________________________________________________ 42
Тема 6. Мышление______________________________________________ 45
1. Понятие, основные признаки мышления________________________ 45
2. Виды мышления____________________________________________ 49
3. Основные формы мышления_________________________________ 50
4. Мыслительные операции_____________________________________ 54
5. Функции мышления_________________________________________ 55
6. Физиологические основы мышления___________________________ 55
Тема 7. Воображение____________________________________________ 57
1. Понятие, основные признаки воображения______________________ 57
2.Связь воображения с другими психическими процессами_________ 59
3. Виды воображения__________________________________________ 61
4. Приемы воображения_______________________________________ 63
5. Физиологическая основа воображения_________________________ 64
Тема 8. Внимание_______________________________________________ 66
1. Понятие, основные признаки внимания_________________________ 66
2. Свойства внимания_________________________________________ 68
3. Виды внимания____________________________________________ 70
4. Индивидуальные особенности внимания________________________ 71
5. Физиологическая основа внимания____________________________ 73
Тема 9. Речь____________________________________________________ 75
1. Понятие, основные признаки речи_____________________________ 75
2. Функции речи______________________________________________ 78
3. Виды речи_________________________________________________ 79
4. Физиологические основы речи________________________________ 81
Введение
Лекции по психологии соответствуют государственному стандарту подготовки студентов педагогических и непедагогических специальностей по курсу «Психология», «Основы общей психологии», «Психология и педагогика». Целью пособия является формирование у студентов необходимых психологических знаний для решения практических задач в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Помимо настоящего пособия, планируются и другие пособия по курсу «Психология», включающие основные разделы психологии: общая психология и экспериментальная психология, психология личности и социальная психология, возрастная психология и педагогическая психология. Благодаря единой логике изложения и единому методологическому основанию они способствуют систематизации психологических знаний, умений и навыков студентов.
Задачи пособия:
1. Знакомство студентов с основными понятиями психологической науки.
2. Формирование у студентов представлений о современном состоянии психологической науки, ее предмете, методах, структуре.
3. Освоение студентами навыков самостоятельной работы, связанной с теоретическим анализом литературы по психологии.
4. Формирование у студентов умений и навыков организации психологического исследования.
Структура учебного пособия «Общая психология. Познавательные процессы»
Учебное пособие включает в себя материал лекций по 9 темам, темы рефератов, вопросы для самостоятельной работы и список литературы.
Темы лекций:
1. Ощущение.
2. Восприятие.
3. Представление.
4. Память.
5. Процессы памяти.
6. Мышление.
7. Воображение.
8. Внимание.
9. Речь.
Для удобства восприятия и освоения теоретического материала к каждой лекции предлагается список вопросов, выделены основные определения психологических понятий, которые необходимо освоить студентам.
|
|
Раздел I. Познавательные процессы
Тема 1. Ощущения
1. Понятие, основные признаки ощущений.
2. Основные свойства ощущений.
3. Виды ощущений.
4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.
5. Физиологическая основа ощущений.
1. Понятие, основные признаки ощущений
Ощущения связывают человека с внешним миром. О богатстве окружающего мира человек узнает благодаря органам чувств, которые воспринимают запахи, звуки, краски, температуру и другие свойства материальных предметов и явлений. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Определение. Ощущение - это познавательный психический процесс, связанный с чувственным отражением отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Все процессы и образы, связанные с ощущениями, в психологии называется сенсорными, что в переводе означает - чувствительный.