Нормы коммуникации – это правила, соблюдения которых ожидает большинство людей. Они определяют:
· Допустимость обсуждения разных тем (например, личной жизни, доходов и т.д.) по данным некоторых исследований, зная тему коммуникации, в 45% можно предсказать тип отношений между ее участниками.
· Допустимость использования определенных слов или грамматических конструкций.
· Обращение участников друг к другу (например, по имени, имени и отчеству и т.д.) и вежливость
· Тип невербального поведения (например, расстояние между участниками). Нарушение норм коммуникации порождает непонимание и негативное отношение участников друг к другу. Особенно негативное влияние оказывают серьезное и частое нарушение норм, далеко идущие негативные намерения коммуникатора, отсутствие коррекции сказанного и извинений с его стороны.
Стиль коммуникации – совокупность норм, определяющих форму сообщений. Существует достаточно много классификации стилей коммуникации:
· Прямая и непрямая коммуникация. Прямой стиль выражает истинные намерения. Непрямой стиль выражает мысли абстрактно.
· Инструментальный и эмоциональный стиль. Инструментальный стиль ориентирован на коммуникатора, эмоциональный на реципиента.
· Вычурная и сжатая. Вычурный стиль – экспрессивный язык, сжатый – мало метафор.
· Социально и личностно ориентированный стиль. Социальный стиль – отражает статус коммуникатора. Личностно ориентированный стиль – общение индивидуальностей.
· Сильный и слабый стиль
Женский стиль:
· Уклончивые фразы, отражающие субъективность
· Повторение индикаторов неуверенности
· Нерешительность, лингвистическое заикание
· Большое количество вежливых форм
· Подъем интонации к концу утвердительных предложений
· Использование вопросов-концовок
· Использование большого количества цитат
· Слова, отражающие экстремальную оценку явления
Мужской стиль:
· Произносят больше слов и задают больше вопросов
· Чаще отрицают что-либо
· Чаще используют прилагательные, которые выражают личную оценку или мнение, а не описание.
· Делают больше ссылок на количество
Гендерная идентичность – осознание человеком своей принадлежности к определенному полу вместе с ценностями и эмоциональными последствиями этого осознания.
Гендерная идентичность существует у людей наряду с этнической, возрастной, политической и другими видами социальной идентичности.
Хронически доступная идентичность – это идентичность, которая является важной для человека в любой ситуации.
Ситуационная идентичность – это идентичность, которая проявляется в определенной ситуации.
Стиль речи связан с биологическим полом, а с объемом власти, которой обладает участник коммуникации.
Скрипт коммуникации – это обыденное представление о типичной последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации.
Когнитивная нагрузка определяется объемом информации, который человек вынужден анализировать одновременно. Когнитивная загруженность коммуникатора мешает ему адаптировать свое сообщение к уровню реципиента.
Пространственные ограничения. Невозможность наблюдения за невербальным поведением партнера, например, когда у участников нет возможности видеть друг друга, приближает устную речь к письменной.
Временные ограничения оказывают влияние на речь коммуникатора, а также на оценку допустимости разных приемов коммуникации.
Во-первых, в условиях временных ограничений люди делают меньше высказываний, но чаще дублирует их.