Правила коммуникации

Нормы коммуникации – это правила, соблюдения которых ожидает большинство людей. Они определяют:

· Допустимость обсуждения разных тем (например, личной жизни, доходов и т.д.) по данным некоторых исследований, зная тему коммуникации, в 45% можно предсказать тип отношений между ее участниками.

· Допустимость использования определенных слов или грамматических конструкций.

· Обращение участников друг к другу (например, по имени, имени и отчеству и т.д.) и вежливость

· Тип невербального поведения (например, расстояние между участниками). Нарушение норм коммуникации порождает непонимание и негативное отношение участников друг к другу. Особенно негативное влияние оказывают серьезное и частое нарушение норм, далеко идущие негативные намерения коммуникатора, отсутствие коррекции сказанного и извинений с его стороны.

Стиль коммуникации – совокупность норм, определяющих форму сообщений. Существует достаточно много классификации стилей коммуникации:

· Прямая и непрямая коммуникация. Прямой стиль выражает истинные намерения. Непрямой стиль выражает мысли абстрактно.

· Инструментальный и эмоциональный стиль. Инструментальный стиль ориентирован на коммуникатора, эмоциональный на реципиента.

· Вычурная и сжатая. Вычурный стиль – экспрессивный язык, сжатый – мало метафор.

· Социально и личностно ориентированный стиль. Социальный стиль – отражает статус коммуникатора. Личностно ориентированный стиль – общение индивидуальностей.

· Сильный и слабый стиль

Женский стиль:

· Уклончивые фразы, отражающие субъективность

· Повторение индикаторов неуверенности

· Нерешительность, лингвистическое заикание

· Большое количество вежливых форм

· Подъем интонации к концу утвердительных предложений

· Использование вопросов-концовок

· Использование большого количества цитат

· Слова, отражающие экстремальную оценку явления

Мужской стиль:

· Произносят больше слов и задают больше вопросов

· Чаще отрицают что-либо

· Чаще используют прилагательные, которые выражают личную оценку или мнение, а не описание.

· Делают больше ссылок на количество

Гендерная идентичность – осознание человеком своей принадлежности к определенному полу вместе с ценностями и эмоциональными последствиями этого осознания.

Гендерная идентичность существует у людей наряду с этнической, возрастной, политической и другими видами социальной идентичности.

Хронически доступная идентичность – это идентичность, которая является важной для человека в любой ситуации.

Ситуационная идентичность – это идентичность, которая проявляется в определенной ситуации.

Стиль речи связан с биологическим полом, а с объемом власти, которой обладает участник коммуникации.

Скрипт коммуникации – это обыденное представление о типичной последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации.

Когнитивная нагрузка определяется объемом информации, который человек вынужден анализировать одновременно. Когнитивная загруженность коммуникатора мешает ему адаптировать свое сообщение к уровню реципиента.

Пространственные ограничения. Невозможность наблюдения за невербальным поведением партнера, например, когда у участников нет возможности видеть друг друга, приближает устную речь к письменной.

Временные ограничения оказывают влияние на речь коммуникатора, а также на оценку допустимости разных приемов коммуникации.

Во-первых, в условиях временных ограничений люди делают меньше высказываний, но чаще дублирует их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: