вопреки всему, Сорокин от нее неотлучим. Более того, причуды его «творческой эволюции» бывает довольно трудно понять без учета того обстоятельства, что каким бы «американцем» он ни был, истоки его мировоззрения и всех его замыслов нужно искать именно здесь — в идеях и замыслах «русского религиозного ренессанса». Да и сам «ренессанс» в лице Сорокина имеет драгоценное свидетельство своей всеувлекающей мощи и величия. Если уж ученик «самого» М.М. Ковалевского (позитивиста, настолько вообще далекого от всякой философии и чуждого ей, что не мог осилить пяти страниц из А. Бергсона: засыпал) заговорил о «заветах Достоевского» и Серафима Саровского и студентам 1922 г. посоветовал именно их взять себе в спутники жизни (на пятом году большевистской революции!), призвал к «англо-саксонской позиции» по отношению к государству и правительству, а впоследствии, уже в Америке, открыл центр по изучению «творческого альтруизма» и, в качестве единственного и универсального средства для выхода из кризиса, охватившего, по его мнению, весь мир в XX в., провозгласил «любовь», — стало быть, не напрасно писались «Вехи». Сам Питирим Сорокин в упоминавшейся уже автобиографии (и не только в ней, но и в ряде других своих сочинений, в частности, и в предисловии к полному изданию «Социальной и культурной динамики») в числе главных причин, способствовавших «перерождению» его ранних убеждений, называет Первую мировую войну и события русской революции 1917 г. В результате пережитого им мировоззренческого кризиса Сорокин отказался от всех «измов», популярных в XIX в., в том числе и от позитивизма (хотя «рудименты» последнего сохранялись у него до конца жизни). Другое направление, сторонником которого некоторое время был Сорокин и от которого он тоже вскоре «избавился» (правда, уже по переезде в Америку), — это бихевиоризм. В социологии бихевиоризм, говоря несколько упрощенно, заключался в сведении всех социальных взаимодействий к схеме «стимул-реакция». Что касается позитивизма, то центральной его идеей была, пожалуй, идея прогресса, что роднит его с марксизмом и вообще с идеологией просветительства. Связь между констатацией Ф. Ницше «Бог умер» и идеей прогресса, вообще говоря, совершенно очевидна. Элиминация Бога из науки и возникновение просветительской веры в прогресс начались практически одновременно. Без Бога христианская идея истории теряет всякий смысл и в лучшем случае сводится, по словам Гегеля, к «дурной бесконечности». Иными словами, идея прогресса есть светский
|
|