Если все составляющие данного процесса остаются одними и теми же в течение всего времени его существования, то он не может иметь никакой «прерывности», никакого «поворота», «предела», «фазы», «звена», «такта», «ритма». Неизменный характер всех его направлений в каком бы то ни было смысле исключает, по определению, любые паузы, которые отделяли бы одну его часть от других. Это значит, что для действительной прерывности процесса необходимо изменение его в одном или большем числе направлений, в том или ином смысле. Более того: любая прерывность процесса всегда является результатом изменения одного или большего числа его направлений и их смыслов. Поскольку процесс отмечен паузами, ритмами, «поворотами», сменой темпа или разделением на «фазы», «звенья», «части» и т. п., все эти метки суть не что иное, как функция изменения данного процесса в том или ином направлении (в том или ином смысле).
Таким образом, если направление во времени во всех его разнообразных смыслах остается одним и тем же, никакое изменение ритма или темпа, никакое largo, prestissimo, accelerando, ritardando4— невозможно. С другой стороны, как только направление во времени изменяется (темп, если можно так выразиться, меняется с largo на presto5), процесс сразу же разделяется на эмпирически осязаемые звенья или фазы или же, если использовать музыкальные термины, такты и ритмы. Точно так же, как только количественное направление обнаруживает какое бы то ни было изменение (скажем, уровень рождаемости падает с 9,2 до 8,5 на 1000 человек населения), это означает «поворот» в процессе и разбивает его на разрозненные части. Когда же процесс изменяет свое качественное направление (например, когда некто переходит из состояния здоровья в состояние болезни, красное становится белым, тишина сменяется шумом, мир нарушается войной, процветание заканчивается и наступает депрессия, на смену детству приходит период половой зрелости), это изменение делит процесс на две или большее число различных стадий, фаз, частей. Во всех таких случаях прерывность не накладывается искусственно, а существует внутри процесса и, будучи осознанной нами, обеспечивает адекватное выражение реальной пульсации процесса. Из этого принципа, интерпретируемого таким образом, вытекает ряд выводов, которые касаются многих важных проблем социальных наук.
4. Социокультурные флуктуации Ю 7
A. Чем более резкое изменение происходит в данном направлении, тем сильнее модификация процесса в этом направлении.
B. При прочих равных условиях, одновременное изменение в двух направлениях прерывает процесс более заметно, чем эквивалентное ему изменение в каком-нибудь одном из этих направлений. В таких случаях пауза, отделяющая одну фазу от другой, становится двойной или множественной (cumulative).
C. Из утверждений А и В следует, что чем большее число направлений и их смыслов одновременно претерпевают изменения и чем глубже или острее изменение в каждом из них, тем более крутым будет поворот в процессе и тем легче будет его заметить и осознать.
Основной смысл всех трех предыдущих утверждений можно сформулировать так: глубина, величина и резкость каждого прерывания данного процесса прямо пропорциональна числу направлений, в которых процесс синхронно изменяется, и резкости изменения в каждом из этих направлений.
Изменение в одном направлении отмечает обычно некоторую «стадию» развертывания исторического процесса; изменение в двух или большем числе направлений отмечает более длительный «период», «эпоху» или «эру».
D. Наконец, когда единица, в которой происходит процесс, перестает быть идентифицируемой, сам процесс следует считать законченным.
Не лишним будет сказать здесь несколько слов по поводу начала и конца процесса, поскольку эти крайние рубежи являются величайшими, главными его вехами. Пока единица, находящаяся в процессе, идентифицируема, процесс сохраняется, несмотря на все изменения в его направлениях. Когда единица изменяется до такой степени, что становится неидентифицирушой, процесс заканчивается. Момент, когда идентификация единицы становится невозможной, является точкой, в которой процесс заканчивается, когда же мы обнаруживаем появление новой единицы, которая, насколько позволяют судить наши знания, до этого не существовала, начинается новый процесс.
V. ОБРАЗЦЫ ПРОЦЕССОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ НАПРАВЛЕНИЯ (ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ, ЦИКЛИЧЕСКИЕ И ВАРИАНТНО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ)
Как мы уже отмечали, процессы характеризуются направлением и смыслом. Если смысл данного процесса и его направление остаются одними и теми же за все время существования про-