"Троянском коне", или на различное вооружение пехоты и конницы в какой-нибудь битве? Это вызвало восхищение народа, но тебе не доставило бы никакого удовольствия»33.
Затем наступило время, когда инструменты стали увеличиваться в размере; характер их — усложняться, а число чрезвычайно возрастать.
Нет нужды подробно рассказывать о той популярности, какой пользовалась музыка у разных слоев населения от императоров до тогдашней «буржуазии»; о музыкальном воспитании детей; о музыкальном эстетизме и музыкальных снобах; о доходности профессии музыканта; тщеславии актеров; толпе обожателей (особенно женщин), окружавшей популярных музыкантов; о скандальных любовных историях, которые их сопровождали34.
Короче говоря, в римской чувственной музыке в гротескном и огрубленном виде присутствовали все черты чувственной музыки Греции.
Музыка оставалась таковой в течение нескольких первых веков нашей эры, вырождаясь при этом все больше одновременно с упадком чувственной греко-римской цивилизации. Христианство с самого начала отвергло ее и вскоре энергично принялось за очищение музыки от всех чувственных украшательств, вырабатывая в то же время из греко-иудейских источников свою собственную музыку. Созданием плавного пения христианство положило конец 800-летнему (примерно с 400 г. до н. э. по 400 г. н. э.) господству чувственной музыки и возвело идеациональную музыку (на уровне большого искусства) в ранг доминирующей. Это ее господство тоже продолжалось в течение восьми или девяти столетий (примерно с 400 по 1300-1400 гг. н. э.). Мы, стало быть, вступаем в средневековый период с безусловным и почти монополистическим господством плавного пения — одной из самых утолченных и чистых форм идеациональной музыки.
|
|
/) Выше я уже отмечал обилие художественных критиков и профессиональных эстетиков в период господства чувственной музыки и отсутствие таковых в период идеациональной музыки, когда их роль выполняла социорелигиозная и моральная цензура, особенно на стадиях ее упадка. Указанная связь хорошо подтверждается историей греко-римской музыки, музыкальной эстетики и критики.
D. Средневековая [и современная] музыка. С позиции обсуждаемых нами форм развитие средневековой и современной музыки можно охарактеризовать следующим образом.
1) Средневековая музыка, если взять ее высшие образцы, в течение почти девяти столетий (примерно с V по XIV в.) была
220 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
либо исключительно идеациональной, либо (с XII по XIV в.) преимущественно таковой.
2) Идеациональность этой музыки была чистейшей и наиболее возвышенной.
|
|
3) Вплоть до конца XI в. идеациональная музыка была почти единственной серьезной музыкой; затем появились первые признаки ее смешения с чувственными элементами — в музыке трубадуров, труверов, миннезингеров35 и в прочих формах светской музыки, которые обрели многие черты музыки чувственной. После этого течение чувственной музыки — без каких-либо флуктуации — обнаружило тенденцию к росту — в виде светских мотетов, мадригалов36, а позднее в виде ars nova37, а еще позднее — в виде симфоний, опер, музыкальных комедий и т. п. Растущая сенсуализация музыки проявилась в чувственной музыкальной ментальности, в стремительном росте чувственной музыки, в ее технических приемах, ее темах, в тех поводах, по которым она была сочинена, в тех общественных событиях, которые она обессмертила. Короче говоря, — и во внутреннем характере музыки, и во внешних ее чертах.
4) В противоположность некоторым другим видам искусства, особенно живописи и скульптуре, которые, как мы видели, достигли изумительной идеациональной фазы своего развития в XIII-XIV вв., музыка, по-видимому, достигла идеациональной стадии несколько позже: приблизительно в XVI-XVII вв., а отчасти даже в XVIII в. (Палестрина, Виктория, Бах, Гендель, Мо царт и Бетховен), когда обе эти формы гармоничным образом слились, в результате чего возникла чудесная музыка периода, который продолжался с XVI по XVIII в. включительно.
Это удивительное равновесие — хотя и с небольшим, но понемногу увеличивающимся преобладанием чувственной музыки — сохранялось в течение всего XVIII в. Великие композиторы того времени, такие как Бах, Глюк, Гендель, Рамо, Моцарт, Гайдн, Бетховен в основном все еще оставались в его рамках; поэтому можно считать, что идеалистический период продолжался до самого начала XIX в. и включает в себя такие великие шедевры, как последние пять квартетов Бетховена и его Девятую симфонию, в которых он местами достигает заоблачных высот.
Несмотря на то ч го в некоторых своих произведениях эти великие композиторы были мало идеациональны, в основной массе их сочинений все-таки по-прежнему сохраняется это равновесие (правда, все чаще нарушаемое в сторону сенсуализации).
5) С начала XIX в. чувственная форма начинает определенно преобладать, причем все более и более радикально. В му-