Флуктуация форм музыки. "Троянском коне", или на различное вооружение пехоты и кон­ницы в какой-нибудь битве?

"Троянском коне", или на различное вооружение пехоты и кон­ницы в какой-нибудь битве? Это вызвало восхищение народа, но тебе не доставило бы никакого удовольствия»33.

Затем наступило время, когда инструменты стали увеличи­ваться в размере; характер их — усложняться, а число чрезвы­чайно возрастать.

Нет нужды подробно рассказывать о той популярности, ка­кой пользовалась музыка у разных слоев населения от императо­ров до тогдашней «буржуазии»; о музыкальном воспитании де­тей; о музыкальном эстетизме и музыкальных снобах; о доходности профессии музыканта; тщеславии актеров; толпе обожателей (осо­бенно женщин), окружавшей популярных музыкантов; о скан­дальных любовных историях, которые их сопровождали34.

Короче говоря, в римской чувственной музыке в гротескном и огрубленном виде присутствовали все черты чувственной му­зыки Греции.

Музыка оставалась таковой в течение нескольких первых ве­ков нашей эры, вырождаясь при этом все больше одновременно с упадком чувственной греко-римской цивилизации. Христианство с самого начала отвергло ее и вскоре энергично принялось за очи­щение музыки от всех чувственных украшательств, вырабатывая в то же время из греко-иудейских источников свою собственную музыку. Созданием плавного пения христианство положило ко­нец 800-летнему (примерно с 400 г. до н. э. по 400 г. н. э.) господ­ству чувственной музыки и возвело идеациональную музыку (на уровне большого искусства) в ранг доминирующей. Это ее господ­ство тоже продолжалось в течение восьми или девяти столетий (при­мерно с 400 по 1300-1400 гг. н. э.). Мы, стало быть, вступаем в сред­невековый период с безусловным и почти монополистическим господством плавного пения — одной из самых утолченных и чистых форм идеациональной музыки.

/) Выше я уже отмечал обилие художественных критиков и профессиональных эстетиков в период господства чувственной музыки и отсутствие таковых в период идеациональной музы­ки, когда их роль выполняла социорелигиозная и моральная цензура, особенно на стадиях ее упадка. Указанная связь хоро­шо подтверждается историей греко-римской музыки, музыкаль­ной эстетики и критики.

D. Средневековая [и современная] музыка. С позиции обсуж­даемых нами форм развитие средневековой и современной му­зыки можно охарактеризовать следующим образом.

1) Средневековая музыка, если взять ее высшие образцы, в течение почти девяти столетий (примерно с V по XIV в.) была

220 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

либо исключительно идеациональной, либо (с XII по XIV в.) пре­имущественно таковой.

2) Идеациональность этой музыки была чистейшей и наи­более возвышенной.

3) Вплоть до конца XI в. идеациональная музыка была почти единственной серьезной музыкой; затем появились пер­вые признаки ее смешения с чувственными элементами — в му­зыке трубадуров, труверов, миннезингеров35 и в прочих формах светской музыки, которые обрели многие черты музыки чув­ственной. После этого течение чувственной музыки — без ка­ких-либо флуктуации — обнаружило тенденцию к росту — в виде светских мотетов, мадригалов36, а позднее в виде ars nova37, а еще позднее — в виде симфоний, опер, музыкальных комедий и т. п. Растущая сенсуализация музыки проявилась в чувствен­ной музыкальной ментальности, в стремительном росте чув­ственной музыки, в ее технических приемах, ее темах, в тех пово­дах, по которым она была сочинена, в тех общественных событиях, которые она обессмертила. Короче говоря, — и во внутреннем характере музыки, и во внешних ее чертах.

4) В противоположность некоторым другим видам искус­ства, особенно живописи и скульптуре, которые, как мы видели, достигли изумительной идеациональной фазы своего развития в XIII-XIV вв., музыка, по-видимому, достигла идеациональной стадии несколько позже: приблизительно в XVI-XVII вв., а отча­сти даже в XVIII в. (Палестрина, Виктория, Бах, Гендель, Мо царт и Бетховен), когда обе эти формы гармоничным образом слились, в результате чего возникла чудесная музыка периода, который продолжался с XVI по XVIII в. включительно.

Это удивительное равновесие — хотя и с небольшим, но по­немногу увеличивающимся преобладанием чувственной музы­ки — сохранялось в течение всего XVIII в. Великие композиторы того времени, такие как Бах, Глюк, Гендель, Рамо, Моцарт, Гайдн, Бетховен в основном все еще оставались в его рамках; поэтому можно считать, что идеалистический период продолжался до са­мого начала XIX в. и включает в себя такие великие шедевры, как последние пять квартетов Бетховена и его Девятую симфонию, в которых он местами достигает заоблачных высот.

Несмотря на то ч го в некоторых своих произведениях эти великие композиторы были мало идеациональны, в основной массе их сочинений все-таки по-прежнему сохраняется это рав­новесие (правда, все чаще нарушаемое в сторону сенсуализации).

5) С начала XIX в. чувственная форма начинает опреде­ленно преобладать, причем все более и более радикально. В му-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: