Флуктуация литературы и критики. мою квалификацию и определение ее как литературы идеалис­тической

мою квалификацию и определение ее как литературы идеалис­тической.

В качестве еще одного критерия идеациональности, идеализ­ма и чувственности литературы до XII в. и с XII по XIV в. я выбрал бы отношения, которые можно описать при помощи понятий «долг versus восстания». Речь идет о готовности или нежелании жить и поступать так, как требует долг, при любых самых небла­гоприятных обстоятельствах. И опять-таки результаты совпа­дают с теми, что мы и ожидали. В идеациональной литературе и ментальности долг, особенно религиозный и нравственный долг, является абсолютным и единственным критерием, который при­нимается в расчет. Случаи, когда такое отношение нарушается, чрезвычайно редко встречаются в литературе до XII в., и при этом они почти всегда вызывают осуждение и сопровождаются карой.

В литературе идеалистического периода подобная суровость будет, надо полагать, несколько смягчена; некоторые незначи­тельные нарушения долга будут иногда и прощаться. И действи­тельно, дело обстоит именно так. Исполнение долга при любых обстоятельствах по-прежнему остается высшим идеалом. Но в некоторых ситуациях, как, например, в случае роковой страсти у Тристана или Парцифаля, крестьянина Гельмбрехта, попа Ами-са39 или Ганелона из «Песни о Роланде», чувственная точка зре­ния находит себе оправдание в обстоятельствах. Или же, как это гораздо чаще встречается в фаблио — этом бюргерском жанре литературы, — долг нередко начинает приносить материальную пользу и личную выгоду. В XIV в. даже в некоторых эпических произведениях, таких как, например, «Гуго Капет», эг^истичес-кий интерес начинает все больше преобладать над даггом. Ска­занное в одинаковой мере относится к религиозному, вассально­му, рыцарскому, нравственному и патриотическому долгу.

Из других внутренних «симптомов» исследуемой проблемы я отмечу еще только пять: 1) Какую часть в литературе обоих периодов занимают описания природы (пейзаж, ландшафт)'? 2) Какую часть занимают жанры, описывающие повседневную жизнь7. 3) Как часто встречаются в литературе реальные ис­торические личности в окружении подлинных реалий своего вре­мени, места и социальных условий1? 4) Как часто низкопробные субъекты, представители низших слоев, люди от природы огра­ниченные, особенно колоритного, авантюрного, негативного, испорченного и т.п. характера, фигурируют в литературе обо-

254 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

их периодов и какое место они занимают7. 5) Каков «.эмоциональ­ный настрой» этих литератур: ясный и уравновешенный или же драматический, эмоциональный, патетический, и если справедливо последнее, то в какой специфической форме он про­является: шутливой, пессимистической, печальной7

Краткий ответ на все эти вопросы заключается в том, что в лите­ратуре обоих сравниваемых периодов мы обнаруживаем ситуацию, похожую на ту, какую наблюдали при изучении живописи и скуль­птуры тех же самых времен. Пейзаж как подробное и точное вос­произведение природы; реалистический жанр повседневной жиз­ни; новеллы или биографии, равно как и описания характеров в их реалистических типах; персонажи и события весьма сомнительно­го и низкого свойства или же наделенные колоритным и авантюр­ным характером, — все это занимает незначительное (если вооб­ще занимает) место в литературе до XII в. И этим она еще раз демонстрирует свой идеациональный характер. Эмоциональный настрой этой литературы прост, ясен, спокоен, ничем житейским не волнуем в своей непоколебимой вере в Бога и Его Промысл. Ли­тература следующего периода уже обнаруживает растущую склон­ность уделять место пейзажу, повседневному жанру, низкопроб­ным субъектам (особенно в фаблио и «бюргерской» литературе40). В этот период возникает историческое повествование (например, произведения Фруассара, Жуанвиля и других хронистов), жанр био­графии как жизнеописания. Эмоциональный настрой литературы становится менее спокойным и ясным, более оживленным, а затем, в XTV в., делается весьма меланхоличным, печальным, пессимисти­ческим, особенно в лирической поэзии — например, в поэзии Э. Де-шана, Жана Мешино, Жоржа Шателена, Жана Жерсона и многих других. Так происходит почти всегда, когда одна фундаментальная форма культуры идет к концу, а новая еще не возникла.

Если принять во внимание еще и то, что большая часть лите­ратуры первого периода анонимна и в некотором смысле кол­лективна, в то время как во втором периоде значительная ее часть становится индивидуалистической, в том смысле, что еди­ноличный автор все чаще и чаще подписывает свое произведе­ние своим именем, считая его своим и только своим, — то и в этой особенности мы опять-таки обнаруживаем полный парал­лелизм с тем, что уже наблюдали в живописи и скульптуре. Эти особенности еще раз демонстрируют идеациональный характер литературы первого периода и идеалистический характер следу­ющего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: