метической пропорции, нужно признать поразительную близость суммарных показателей для фидеизма-скептицизма и эмпиризма-рационализма. Это наводит на мысль, что в социокультурной жизни и в социоментальном процессе, по-видимому, имеется некий постоянно действующий фактор, который не позволяет какому-нибудь одному крайнему течению надолго поглотить все остальные и тем самым обеднить богатство и много-цветность полноты истины,
Эти цифры дают наглядное представление о принципе имманентной саморегуляции социокультурного процесса, который, судя по нашим данным, проявляется по-разному.
Изучаемый процесс смены течений начинается с умеренного эмпиризма, который почти сразу же уравновешивается умеренным рационализмом. Действие эмпиризма, так сказать, сопровождается почти немедленным противодействием рационализма. Когда один из них ослабевает, другой слабеет тоже. Затем, в процессе дифференциации, возникает скептицизм; и почти немедленно он уравновешивается появлением фидеизма и, отчасти, мистицизма. Действие снова сопровождается противодействием. Тот, кто знаком с характером философии в каждом периоде, не может не заметить, что если одно течение начинает чересчур подчеркивать собственную истинность и отрицать истинность своего соперника, соревнующиеся философские учения также становятся более резкими и экстремистскими.
|
|
Далее, опять-таки можно заметить, что когда скептицизм сходит со столбовой дороги философской мысли, фидеизм как его главный соперник тоже исчезает и затем, когда один снова появляется, то вскоре появляется и другой.
Эмпиризм и рационализм как главные противники показывают значительные отклонения от линии равновесия, особенно в средние века. И все-таки, данные свидетельствуют, что в целом даже эти крупные отклонения являются временными и в течение более значительного периода, по-видимому, корректируются, если не в чисто количественном, то в количественно-качественном отношении.
Для всего рассматриваемого периода суммарные показатели каждого из течений и, соответственно, систем истины таковы:
Фидеизм 369 Рационализм 1534
Скептицизм 279 Истина веры 1650
Мистицизм 1 039 Истина разума 1292
Критицизм 197 Истина чувств 1338
Эмпиризм 1338 Скептицизм и критицизм 476
13. Флуктуация систем истины 321
Эти цифры свидетельствуют, что до сих пор наиболее влиятельной системой истины в изучаемых культурах был религиозный и идеалистический рационализм. Следующими по значению идут эмпиризм, мистицизм, фидеизм, скептицизм и критицизм. Если их интерпретировать по-другому, связав с системами истины, то суммарные показатели влиятельности всех систем истины окажутся довольно близкими, и лишь истина веры будет иметь небольшой перевес. Это еще раз указывает на наличие имманентной саморегуляции социокультурных процессов и их автономной тенденции уравновешивать друг друга иногда количественно, иногда качественно, иногда и количественно, и качественно одновременно. Все это наводит также на мысль, что, возможно, каждая форма истины выполняет свою особую важную функцию в духовной и социальной жизни человечества и все они одинаково необходимы. В противном случае это непредвиденное равновесие вряд ли было бы возможным. Может быть, дьявол в одном из романов Анатоля Франса в конце концов не так уж не прав, говоря, что полная и абсолютная истина «белая», имея в виду, что белый цвет является результатом сочетания всех цветов радуги33. Возможно, что полная и абсолютная истина на самом деле каким-то образом обнимает все три формы истины, каждая из которых оказывается, таким образом, лишь «частичной истиной».
|
|