III. Смешанная фаза греко-римской ментальности

Перейдем теперь к интеллектуальному спектру следующих столетий. Начиная с I в. до н. э. в сферу научной мысли вступили римляне. Имеются в виду не только римляне по национальной принадлежности, а все те мыслители, которые жили в границах Римской империи. Многие из них были выходцами из Египта, Сирии и других восточных стран. Интеллектуальный спектр этих столетий был итогом не естественного развития предшествую­щей римской культуры, а ее стремительного преобразования в результате мощнейшего влияния, оказанного на нее эллинисти­ческой ментальностью, осложненного в дальнейшем влияния­ми с Востока.

Если посмотреть на диаграмму 1, то будет видно, что в I в. до н. э. интеллектуальная сфера почти целиком занята заметно уси­лившимися эпикурейским эмпиризмом, фидеизмом, скептициз­мом, мистицизмом и гораздо менее влиятельным идеалистичес­ким рационализмом.

Общая социокультурная ситуация в I в. до н. э. — I в. н. э., с ее трагическими событиями, мешала естественному развитию

14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 327

общественного сознания, и в результате образовался самый тра­гический и безнадежный с точки зрения истины спектр римской ментальности I в. н. э.

Из двадцати пяти обозреваемых столетий он имеет самый низкий процент идеалистического рационализма, самый низ­кий — эмпиризма (за исключением Средневековья), зато более 80% его заняты фидеизмом и мистицизмом. Поистине траги­ческий спектр отчаяния! И тем не менее если учесть соответству­ющие факторы, то такой спектр окажется вполне естественным. Почему?

Достаточно упомянуть основные трагедии, произошедшие на протяжении рассматриваемых веков, чтобы понять неизбеж­ность этого.

Примерно в конце II в. до н. э. появились первые признаки упадка некогда успешной чувственной адаптации. Внешне Рим все еще оставался победоносным, он по-прежнему перемалывал внутри своих границ другие страны и народы, и империя продол­жала разрастаться. Но внутренние условия изменились. В Риме началась классовая борьба, вылившаяся в череду мятежей, вос­станий и великие гражданские войны первого и второго триум­виратов11, которые длились, с незначительными перерывами, почти целое столетие.

В течение этого периода (конец II-I вв. до н. э.) жизнь людей стала чрезвычайно трудной. Во-первых, она сделалась небезо­пасной. Массовый террор и массовое истребление противников со стороны временно победившей фракции сделали безопасность жизни невозможной. Непрекращающиеся массовые конфиска­ции имущества у сторонников потерпевших поражение фрак­ций свели к нулю священное право собственности и гарантии ее сохранения. Крестьяне и землевладельцы лишились сроей земли и превратились в городских пролетариев. Сам пролетариат был поставлен в положение бездомного, бесправного и неимущего паразита12, кое-как питающегося и развлекающегося за счет государства. В руках демагогов и политиканов он стал носите­лем духа беспорядка и разрушения. Прежнее процветание обер­нулось развитием чувственности и материализма; патриархаль­ные сельские нравы были забыты. Результатом стала общая Деморализация.

Время правления Августа и некоторые другие периоды про­демонстрировали временное улучшение, но даже тогда «невы­разимая тревога, нагоняющая страх, порой охватывала людей...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: