Стоит только взглянуть на них, и сразу же станут понятны существенные черты общественного сознания во второй половине XIV-XV вв. Интеллектуальный спектр этого периода несомненно свидетельствует о чрезвычайной нестабильности, запутанности, кризисе сознания и экстремизме. Чем-то он напоминает интеллектуальный спектр постидеалистических столетий — третьего и последующих — греко-римской культуры. Показатели, действительно, свидетельствуют о том, что в целом кривая идеалистического рационализма резко идет вниз (как правило, с незначительными флуктуациями); точно так же и кривая эмпиризма в конце XIV — начале XV вв. временно тоже опускается. Таким образом, эти две наиболее устойчивые формы истины чрезвычайно ослабевают. С другой стороны, «экзотические» и «экстремальные» системы — фидеизм и скептицизм — снова появляются на сцене, а мистицизм вырастает до патологических размеров.
Каждый, кто изучал историю европейской культуры этого периода, знает, до какой высокой степени вся она была пронизана мистицизмом. Мы сталкивались с ним во всех сферах искусства. Безусловно, это был «период лихолетья» и, в каком-то смысле, период отчаяния: войны, Черная Смерть47 и сотни других трагических событий несли населению страшные бедствия.
Но еще существенней то, что мистицизм рассматриваемого здесь периода — совсем иной, чем идеациональный мистицизм эпохи средневековья, который, как уже отмечалось, был лишен какой-либо экзальтации и, если позволено так выразиться — эмоционального и патетического эксгибиционизма.
Мистицизм XIV-XV вв. — как раз патетический, чересчур сентиментальный и мрачный, что мы уже видели в искусстве того периода. Он культивирует такие образы, как смерть, раны Христа, трупы, пытки, ад и другие не менее ужасающие события и явления. Все это свидетельствует о том, что он не мог занять по отношению к эмпирической действительности позицию сублимированной атараксии.
Те же самые характеристики следует приписать и фидеизму. Наконец, снова появился и традиционный спутник любого кризиса истины веры — демон скептицизма, alter ego48 мистицизма и фидеизма, фантом потерянной уверенности. Скептицизм носит циническую маску, а мистицизм и фидеизм — патетическую; но все они возникают в периоды глубокого кризиса сознания. В такие времена они набирают большую силу, чем сравнительно уравновешенные рационализм и эмпиризм.
14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 341
К концу XV — началу XVI вв. эмпирическая наука и научные открытия принесли столько плодов, что на развалинах предшествующих разрушившихся систем истины единственным фундаментом, на котором можно было построить новое здание истины, оказалась истина чувств. Научные открытия, а равно и эмпиризм стали заметно набирать темп. Это было преддверие эпохи господства истины чувств, эра скептицизма и эмпиризма, стадия стремительного роста величайшей чувственной культуры, какую когда-либо видел мир.
Выдающимся умам — и научным, и философским — этот подъем стал очевиден в XVI в.; в великом XVII в. он достиг такого уровня, что даже «слепой» не мог не заметить его.
Новая ситуация привела, разумеется, к некоторым последствиям в сфере сознания, имеющей дело с истиной. Она должна была вызвать у мыслителей (и действительно вызвала) чувство гордости, энтузиазма и доверия к истине чувств и научной истине. Отныне уходит в прошлое эпоха сотрудничества науки, религии и философии — начинается эпоха войны между ними, войны и явной и тайной. Если и бывает между ними перемирие, то оно напоминает перемирие между двумя воюющими государствами — фальшивое и непрочное.
Одновременно с этими тенденциями проявилась и другая — сначала почти незаметно, но позднее все более и более отчетливо. Дело в том, что эмпиризм и истина чувств по самой природе своей, так же как и свидетельства ощущений, не могут обладать достоверностью истины веры или идеалистического рационализма. Показания органов чувств обусловлены их анатомией и функциями: для слепого в эмпирическом мире практически не существуют цвета; для глухого — не существуют звуки; чувственное восприятие одного и того же объекта человеком к муравьем будет, вероятно, различным. Таким образом, подлинная природа эмпирического мира какова она есть, fur und an sich49, не может быть познана совершенно адекватно. Отсюда — сомнения, скептицизм, релятивизм, критицизм, условность, конвенциональ-Ность и всеобщая неуверенность. В лучшем случае возможна лишь Условная вероятность достоверности научной истины и истины органов чувств. На заре восходящего эмпиризма в рассматриваемую нами эпоху эти сомнения звучали не слишком громко, но семена их были посеяны и должны были взойти.
Несколько цитат из сочинений выдающихся мыслителей того времени отчетливо свидетельствуют о подобных тенденциях.