Гордость за научный прогресс и опьянение эмпирической истиной разделяли многие великие умы. Вот несколько примеров,
Кампанелла ( 1568-1639): «Наш век за свои сто лет сделал больше, чем весь мир за предыдущие четыре тысячелетия; в последнее столетие было напечатано больше книг, чем за пять тысячелетий до него, ибо он пользовался современными изобретениями: книгопечатанием, артиллерией и морским компасом»50.
Лейбниц (1646-1716): «Мы живем в подлинно философский век, когда мы проникли в глубочайшие тайны природы. Многое нам открылось в сфере прекрасных искусств, в создании жизненного комфорта. Нам помогают бесчисленные инструменты и механизмы. Открыты даже неведомые ранее секреты наших тел, не говоря уже о том, что и на древность ежедневно излучается новый свет»5'.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626): «Ни один век не был более счастлив в свободе исследования, чем нынешний».
И даже Мартин Лютер (1483-1546) писал в 1521 г.: «Кто бы ни читал эти хроники, обнаружит, что эти сотни лет, прошедшие с рождения Христа, во всех отношениях не имеют себе равных в истории мира».
|
|
И так далее. Мы слышим и читаем подобные заявления каждый день почти во всех газетах, в любых выступлениях политиков, на лекциях профессоров, на проповедях священников — практически везде.
Нижеследующие выдержки рисуют типичную картину превосходства научных истин над всеми другими, их взаимную вражду, а то и войну, молчаливую или открытую, тайную или явную.
Декарт (1596-1650), вовсе не будучи экстремистом или атеистом, писал: «И хотя религия многому учит относительно этого предмета (о природе души и ее бессмертии), я тем не менее признаю за собой слабость, которая, по-видимому, свойственна большей части человеческого рода, а именно: хотя мы хотим верить и даже считаем, что твердо верим всему тому, чему нас учит религия, — все-таки нас, как правило, трогают не проповеди, а то, что вошло в наше сознание благодаря естественному и чистому разуму»52.
«Показания» такого свидетеля (пристрастного, но в данном случае именно из-за его пристрастия и заслуживающего особого доверия), как Боссюэ (1627-1704), рисуют картину объективных итогов давления научной истины на религиозную истину веры. Фактически ученые, пишет он, «отрицают сотворение мира
14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 343
и искупление, упраздняют ад, отменяют бессмертие, лишают христианство всех его таинств и превращают его в философское учение, согласующееся с рассудком, для которого все религии одинаковы. Основания веры подорваны, на Священное Писание нападают открыто и прокладывают дорогу к деизму, за которым скрывается атеизм»53.
|
|
Короче говоря, теперь со стороны победителя (эмпиризма) истина веры начала испытывать «грубое третирование» — такое же, какое она культивировала по отношению к истине чувств, когда одержала победу в эпоху раннего христианства
Многие ученые: Кеплер, Ньютон и другие — были, вне сомнения, людьми религиозными, но объективные результаты их научных открытий часто наносили ущерб им самим или бесцеремонно использовались другими в полемике со сторонниками истины веры и разума — причем вопреки желанию самих ученых, как это было в случае с Ньютоном, написавшим свои великие «Principia» (на которых основана «Классическая механика и физика») и «Комментарий к Апокалипсису».
Что касается сомнений и скептицизма, то их семена снова возникли одновременно с начавшимся упадком идеалистического рационализма, после чего они — сначала еще раз ненадолго исчезнув, — проросли почти одновременно с быстрым взлетом эмпиризма (приблизительно в начале XVI в.). С тех пор скептицизм сопутствует нам вплоть до сегодняшнего дня. О внутренней причине определенной недостоверности эмпиризма упоминалось выше.
Эту причину, так же как и сомнения всякого рода, хорошо понимали и улавливали тонкие умы XV1-XVII столетий. Примером может служить Б. Паскаль (1623-1662): «Куда би: я ни поглядел, меня везде окружает мрак. Все, являемое мне природой, рождает лишь сомнения и тревогу»54.
Чуть позднее такие мыслители, как Монтень (1533-1592) и Пьер Бейяъ (1647-1706), во многом способствовали произрастанию семян скептицизма и пытались доказать, что, хотя ни религиозная, ни научная истины не обладают достоверностью, это в принципе не имеет значения, поскольку с практической точки зрения достоверная истина полезна не больше, чем заблуждение.
Начав с истребления истины религии, скептицизм не мог остановиться на этом — он обнаружил тенденцию к изничтожению не только науки, но и всего того, что служило прибежищем Для любой достоверности. И весьма преуспел в этом. После ре-