I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
»!
В этих и последующих главах будет предпринята попытка описать изменения, которые претерпевали общие принципы и идеи о реальности, явно или имплицитно лежащие в основе любого философского учения и любой фундаментальной научной теории.
Этими принципами, имеющими дело с природой последней реальности, являются детерминизм и индетерминизм, абсолютизм и релятивизм, этернализм и темпорализм и т. п. Точно так же такие фундаментальные категории и понятия, как время, пространство, взаимодействие, причинность, число, структура материи, витализм, механицизм, строение Вселенной и т. д., в той или иной форме являются той структурой описания, которая позволяет упорядочить бесчисленное число фактов и систематизировать все конкретные данные. Без такой структуры была бы невозможна никакая систематизация, классификация и даже просто оценка фактов.
Природа реальности, особенно последней реальности, всегда была одним из этих первых принципов. Начиная с самых древних мифологий первобытных народов и кончая современной наукой, философией и религией — всегда и повсюду этот вопрос возникал и тем или иным образом разрешался. Ответы на него можно разбить на три основные категории: идеализм, материализм и смешанная категория, охватывающая те теории, которые не попадают ни в первую, ни во вторую.
|
|
В наши намерения не входит ни обсуждение вопроса об истинности или неистинности этих теорий, ни присоединение к какой-либо из них. Наша задача — лишь рассмотреть подъем и упадок влиятельности каждого из этих трех течений мысли в ходе истории греко-римской и западной культур.