риант представляют многочисленные древние и современные теории, которые утверждают, что конкретные вещи подвержены изменениям (находятся в процессе), но отношения между вещами и законы, управляющие изменениями, постоянны и неизменны.
Первые относятся к сфере Становления, вторые — к сфере Бытия. Такие взгляды преобладали в теории «эволюции» XIX в., по которой все непрерывно трансформируется, но причинные законы этого изменения мыслятся как постоянные и вечные. Традиционное представление о существовании незыблемых научных законов и единообразных отношений между изменчивыми явлениями; сама сущность каузальной связи, согласно которой А неизбежно связано с В в этом постоянно изменяющемся мире; сама сущность любого строго научного понятия или определения, которые считаются вечными истинами (в противном случае, в соответствии с господствующим мнением, они не были бы истинами и не были бы научными), но при этом описывают вечно изменяющуюся действительность — эти и десятки других подобных теорий являются всего лишь разновидностями третьего способа решения. Так или иначе все они отводят какое-то место Становлению, а какое-то — Бытию (иногда вопреки своим собственным точкам зрения). Четвертый способ представлен теми, встречающимися во всех областях науки и философии теориями, которые утверждают, что «форма» определенного класса явлений постоянна, тогда как содержание все время изменяется. Здесь форма находится в сфере Бытия, а содержание — в сфере Становления. Еще один, правда, не столь ярко выраженный вариант такого же решения дают фундаментальные понятия естественных наук. Хотят или не хотят ученые устанавливать в ходе своих исследований текучих явлений некие фиксированные и — предположительно или фактически — неподвижные точки координат, они вынуждены предполагать, допускать, постулировать подобную фиксированную и в течение какого-то времени неизменную систему координат.
|
|
В классической механике Ньютона абсолютное пространство рассматривается как вечно равное самому себе и неподвижное.
В столь специфической области, как человеческие отношения, существуют сотни конкретных примеров аналогичного ре-
16. Флуктуация «первых принципов»: II. Этернализм и темпорализм 385
шения. Греки считали «природу» царством неизменности, а установленные человеком нормы — тем, что претерпевает изменения. И когда римляне думали, что jus civile, jus Quiritum и jus honorarium — все эти законы могут быть пересмотрены, тогда как jus naturale и aequitas13 неизменны, вечны, неподвижны и непреклонны во все времена и для всех народов, то тем самым они опять-таки платили соответствующую дань как Бытию, так и Становлению. С незначительными различиями и под разными именами, будь то «вечное право» (Фома Аквинский и др.), «естественное» или «божественное право», почти все теоретики права и морали признавали и даже подчеркивали наличие в этой сфере неизменного и непреходящего Бытия в противоположность «позитивному праву» и конкретному кодексу законов, праву и предписаниям, которые изменяются во времени и пространстве.
|
|
То же понятие применялось и ко всем человеческим отношениям и институтам. В качестве яркого примера может служить идея физиократов14 о естественном порядке и естественном праве. По утверждению Ф. Кенэ и других ведущих физиократов, признающих, что конкретные сложившиеся нормы морали, законы, социальные отношения и институты постоянно изменяются, существуют неизменные «1'ordre naturel» и «le droit naturel», отличающиеся от «le droit legitime"15. Эти естественный порядок и естественное право — вечны, «непреклонны», непреходящи и неизменны.
В несколько ином виде, но по существу тот же метод примирения Бытия и Становления в сфере человеческой деятельности предлагают многочисленные теории, подчеркивающие постоянно меняющийся характер человеческого поведения, с тноше-ний, законов, нравов, институтов, исторических судеб и в то же время утверждающие, что существуют единообразие, регулярности, причинные связи и законы, в соответствии с которыми происходят эти изменения, причем сами единообразия и законы вечны, постоянны и незыблемы. Задача науки, следовательно, состоит в том, чтобы открыть и сформулировать эти законы.
Приведенные примеры достаточно ясно иллюстрируют разнообразие третьего решения, при котором ни одна из этих категорий не поглощается другой.
Я должен отметить, что практически все попытки свести одну категорию к другой путем исключения противоположной по-