Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. риант представляют многочисленные древние и современные теории, которые утверждают, что конкретные вещи подвер­жены изменениям (находятся в процессе)

риант представляют многочисленные древние и современные теории, которые утверждают, что конкретные вещи подвер­жены изменениям (находятся в процессе), но отношения меж­ду вещами и законы, управляющие изменениями, постоянны и неизменны.

Первые относятся к сфере Становления, вторые — к сфе­ре Бытия. Такие взгляды преобладали в теории «эволюции» XIX в., по которой все непрерывно трансформируется, но причинные законы этого изменения мыслятся как постоян­ные и вечные. Традиционное представление о существовании незыблемых научных законов и единообразных отношений между изменчивыми явлениями; сама сущность каузальной связи, согласно которой А неизбежно связано с В в этом по­стоянно изменяющемся мире; сама сущность любого строго научного понятия или определения, которые считаются веч­ными истинами (в противном случае, в соответствии с гос­подствующим мнением, они не были бы истинами и не были бы научными), но при этом описывают вечно изменяющую­ся действительность — эти и десятки других подобных тео­рий являются всего лишь разновидностями третьего способа решения. Так или иначе все они отводят какое-то место Ста­новлению, а какое-то — Бытию (иногда вопреки своим соб­ственным точкам зрения). Четвертый способ представлен теми, встречающимися во всех областях науки и философии теориями, которые утверждают, что «форма» определенно­го класса явлений постоянна, тогда как содержание все время изменяется. Здесь форма находится в сфере Бытия, а содер­жание — в сфере Становления. Еще один, правда, не столь ярко выраженный вариант такого же решения дают фунда­ментальные понятия естественных наук. Хотят или не хотят ученые устанавливать в ходе своих исследований текучих яв­лений некие фиксированные и — предположительно или фак­тически — неподвижные точки координат, они вынуждены предполагать, допускать, постулировать подобную фиксиро­ванную и в течение какого-то времени неизменную систему координат.

В классической механике Ньютона абсолютное простран­ство рассматривается как вечно равное самому себе и непод­вижное.

В столь специфической области, как человеческие отноше­ния, существуют сотни конкретных примеров аналогичного ре-

16. Флуктуация «первых принципов»: II. Этернализм и темпорализм 385

шения. Греки считали «природу» царством неизменности, а ус­тановленные человеком нормы — тем, что претерпевает изме­нения. И когда римляне думали, что jus civile, jus Quiritum и jus honorarium — все эти законы могут быть пересмотрены, тогда как jus naturale и aequitas13 неизменны, вечны, неподвижны и непреклонны во все времена и для всех народов, то тем самым они опять-таки платили соответствующую дань как Бытию, так и Становлению. С незначительными различиями и под разными именами, будь то «вечное право» (Фома Аквинский и др.), «ес­тественное» или «божественное право», почти все теоретики права и морали признавали и даже подчеркивали наличие в этой сфере неизменного и непреходящего Бытия в противополож­ность «позитивному праву» и конкретному кодексу законов, праву и предписаниям, которые изменяются во времени и про­странстве.

То же понятие применялось и ко всем человеческим отноше­ниям и институтам. В качестве яркого примера может служить идея физиократов14 о естественном порядке и естественном пра­ве. По утверждению Ф. Кенэ и других ведущих физиократов, признающих, что конкретные сложившиеся нормы морали, за­коны, социальные отношения и институты постоянно изменя­ются, существуют неизменные «1'ordre naturel» и «le droit naturel», отличающиеся от «le droit legitime"15. Эти естествен­ный порядок и естественное право — вечны, «непреклонны», непреходящи и неизменны.

В несколько ином виде, но по существу тот же метод прими­рения Бытия и Становления в сфере человеческой деятельности предлагают многочисленные теории, подчеркивающие посто­янно меняющийся характер человеческого поведения, с тноше-ний, законов, нравов, институтов, исторических судеб и в то же время утверждающие, что существуют единообразие, регуляр­ности, причинные связи и законы, в соответствии с которыми происходят эти изменения, причем сами единообразия и зако­ны вечны, постоянны и незыблемы. Задача науки, следователь­но, состоит в том, чтобы открыть и сформулировать эти зако­ны.

Приведенные примеры достаточно ясно иллюстрируют раз­нообразие третьего решения, при котором ни одна из этих кате­горий не поглощается другой.

Я должен отметить, что практически все попытки свести одну категорию к другой путем исключения противоположной по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: