терпели неудачу. Иными словами, эти теории контрабандным образом отводили место отвергаемому принципу и фактически, вопреки заявлениям своих авторов, также представляли собой разновидность третьего решения. Когда представители индуизма, брахманизма, даосизма, Зенон, Августин или любой другой философ Бытия, неизменной, непреходящей реальности намереваются придать смысл понятию «Бытие», они могут сделать это, только обращаясь к Становлению и синонимичным ему понятиям. Только путем противопоставления Бытия и Становления, вечности и времени они могли придать ему некий смысл. Более того, мнение об изменчивости эмпирической реальности является настолько всеобщим, что они вынуждены были признавать ее. Все, что они могли сделать, это квалифицировать эту реальность как худшую, менее подлинную, более иллюзорную или же, изгнав ее из сферы реального, вернуть как одно из его свойств. Не будем спорить с оценкой того, что считать высшей реальностью, а что низшей, — в данном случае для нас это не важно; а важно то, что так или иначе, но они ее признавали и оказывались не в состоянии свести ее к ничто или дать ей слиться с Бытием. Именно так они и делали. В других случаях, изгнав эмпирическую реальность из сферы действительности, они тайком возвращали ее назад. То, что я имею в виду, хорошо видно по продолжению приведенной выше цитаты из Августина. Почитаем внимательно: «Ты Сам истина, в которой "нет изменения и ни тени перемены"; вечно недвижный и непостижимый; неизменный и все же изменяющий все вещи; годы Твои не приходят и не уходят, и однако же Ты обновляешь все вещи»... 16 и т. д.
|
|
Слова, выделенные курсивом, показывают, как Становление тайком впускается в сферу реальности.
То же самое, mutatis mutandis17, можно сказать и о философах Становления. Чтобы придать смысл своему понятию «Становление», они тоже вынуждены обращаться к понятию «Бытие».
Изгнав Бытие из сферы реальности, они должны снова вводить его в виде ли «последней реальности» (А. Уайтхед), трансцендентной реальности, или в виде Ding an sich und fur sichls, материи, энергии, космических лучей, Всемирного Духа, Воли, гераклитовского «Одного» или «огня» 19, Бога, Непознаваемого, «Конации»20, Мирового Разума, Брахмы, или любой другой
16. Флуктуация «первых принципов»: П. Этернализм и темпорализм 387
абсолютной сущности, которая находится в процессе и которая, несмотря на это, должна оставаться самоидентичной. В противном случае не было бы логического подлежащего, находящегося в процессе, и нельзя было бы даже говорить о процессе.
Описанные трудности сведения одной из этих категорий к другой объясняют, почему число чистых этерналистов и чистых темпоралистов в течение изученных 25 столетий было невелико. В то же время имеет смысл дифференцировать наши три способа решения несколько точнее, а именно разбить их на пять классов: 1) чистый этернализм; 2) этернализм-темпора-лизм, когда аспект Становления наличествует, но в значительной степени затемнен аспектом неизменного Бытия; 3) чистый темпорализм; 4) темпорализм-этернализм, когда аспект Становления гораздо более акцентирован, чем аспект Бытия; 5) наконец, теории уравновешенного этернализма-темпорализма, к числу которых относятся только такие концепции, в которых придается одинаковое значение обоим аспектам и в которых они рассматриваются как одинаково важные проявления реальности. Дальнейшее исследование осуществляется как по линии пятикратной классификации, так и по линии классификации трехкратной. При трехкратной классификации чистый и преимущественный этернализм объединяются в один разряд, чистый и преимущественный темпорализм — во второй; третью категорию образуют «уравновешенные» теории.
|
|
Таблица 17 показывает основные колебания влиятельности каждого из пяти, равно как и каждого из трех главны,: течений мыслей в данной области по 20-летним периодам. Табл. 18 изображает то же самое по 100-летним периодам. Диаграмма 12 рисует динамику по 100-летним периодам.