Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. терпели неудачу. Иными словами, эти теории контрабандным образом отводили место отвергаемому принципу и фактичес­ки

терпели неудачу. Иными словами, эти теории контрабандным образом отводили место отвергаемому принципу и фактичес­ки, вопреки заявлениям своих авторов, также представляли со­бой разновидность третьего решения. Когда представители ин­дуизма, брахманизма, даосизма, Зенон, Августин или любой другой философ Бытия, неизменной, непреходящей реальности намереваются придать смысл понятию «Бытие», они могут сде­лать это, только обращаясь к Становлению и синонимичным ему понятиям. Только путем противопоставления Бытия и Ста­новления, вечности и времени они могли придать ему некий смысл. Более того, мнение об изменчивости эмпирической ре­альности является настолько всеобщим, что они вынуждены были признавать ее. Все, что они могли сделать, это квалифици­ровать эту реальность как худшую, менее подлинную, более ил­люзорную или же, изгнав ее из сферы реального, вернуть как одно из его свойств. Не будем спорить с оценкой того, что счи­тать высшей реальностью, а что низшей, — в данном случае для нас это не важно; а важно то, что так или иначе, но они ее при­знавали и оказывались не в состоянии свести ее к ничто или дать ей слиться с Бытием. Именно так они и делали. В других случаях, изгнав эмпирическую реальность из сферы действительности, они тайком возвращали ее назад. То, что я имею в виду, хорошо видно по продолжению приведенной выше цитаты из Августи­на. Почитаем внимательно: «Ты Сам истина, в которой "нет из­менения и ни тени перемены"; вечно недвижный и непостижи­мый; неизменный и все же изменяющий все вещи; годы Твои не приходят и не уходят, и однако же Ты обновляешь все ве­щи»... 16 и т. д.

Слова, выделенные курсивом, показывают, как Становление тайком впускается в сферу реальности.

То же самое, mutatis mutandis17, можно сказать и о филосо­фах Становления. Чтобы придать смысл своему понятию «Ста­новление», они тоже вынуждены обращаться к понятию «Бы­тие».

Изгнав Бытие из сферы реальности, они должны снова вво­дить его в виде ли «последней реальности» (А. Уайтхед), транс­цендентной реальности, или в виде Ding an sich und fur sichls, материи, энергии, космических лучей, Всемирного Духа, Воли, гераклитовского «Одного» или «огня» 19, Бога, Непознаваемо­го, «Конации»20, Мирового Разума, Брахмы, или любой другой

16. Флуктуация «первых принципов»: П. Этернализм и темпорализм 387

абсолютной сущности, которая находится в процессе и кото­рая, несмотря на это, должна оставаться самоидентичной. В противном случае не было бы логического подлежащего, на­ходящегося в процессе, и нельзя было бы даже говорить о про­цессе.

Описанные трудности сведения одной из этих категорий к другой объясняют, почему число чистых этерналистов и чис­тых темпоралистов в течение изученных 25 столетий было не­велико. В то же время имеет смысл дифференцировать наши три способа решения несколько точнее, а именно разбить их на пять классов: 1) чистый этернализм; 2) этернализм-темпора-лизм, когда аспект Становления наличествует, но в значитель­ной степени затемнен аспектом неизменного Бытия; 3) чистый темпорализм; 4) темпорализм-этернализм, когда аспект Ста­новления гораздо более акцентирован, чем аспект Бытия; 5) на­конец, теории уравновешенного этернализма-темпорализма, к числу которых относятся только такие концепции, в которых придается одинаковое значение обоим аспектам и в которых они рассматриваются как одинаково важные проявления реальнос­ти. Дальнейшее исследование осуществляется как по линии пя­тикратной классификации, так и по линии классификации трех­кратной. При трехкратной классификации чистый и преимущественный этернализм объединяются в один разряд, чистый и преимущественный темпорализм — во второй; тре­тью категорию образуют «уравновешенные» теории.

Таблица 17 показывает основные колебания влиятельности каждого из пяти, равно как и каждого из трех главны,: течений мыслей в данной области по 20-летним периодам. Табл. 18 изоб­ражает то же самое по 100-летним периодам. Диаграмма 12 ри­сует динамику по 100-летним периодам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: