«Разрушение всего бывает четырех видов: "периодическое" (най-, миттика), "природно-стихийное" (пракритика), "абсолютное" (ать-янтика) и "непрерывное" (нитья). Первое происходит тогда, когда Владыка Вселенной (Брахма) отходит ко сну; второе — когда "мировое яйцо"7 распадается на первичные элементы, из которых оно образовалось. "Абсолютное" небытие мира — это погружение мудреца (йога), посредством размышления, в стихию высшего духа. "Непрерывное" разрушение — это непрестанное, днем и ночью происходящее увядание всего родившегося»8.
Или, более точно: «периодическое» разрушение происходит бесчисленное множество раз, в конце каждого дня Брахмы. Это разрушение отдельных форм и творений, но не мировой субстанции. «Природно-стихийное» разрушение означает периодически повторяющееся разложение всех элементов на свои первоначала, или «пракрити», и происходит оно в конце жизни Брахмы. «Непрерывное» разрушение — это незаметное изменение, которое претерпевают все вещи и явления на разных стадиях своего роста и увядания. Это процесс жизни и смерти, диктуемый неодолимым течением времени, все уносящим прочь. Наконец, разрушение «абсолютное» — это «аннигиляция» индивида в процессе слияния его души с верховным духом, или абсолютной реальностью. Такое слияние есть «мокша», то есть окончательное освобождение от будущих рождений.
|
|
«Периодическое» разрушение происходит в конце каждой каль-пы, то есть каждого дня Брахмы, который равен 4 320 000 000 земных лет.
В конце [кальпы] земля пустеет. Наступает всеобщая смерть... и все живые существа погибают. [Весь мир в его конкретных и чувственно воспринимаемых формах также подвергается разрушению.] Теперь мир погружается во тьму, а все предметы — одушевленные и неодушевленные — гибнут; облака обрушиваются дождем, который льет больше сотни лет... Когда всеобщий дух просыпается [ото сна], мир снова оживает»9.
«Природно-стихийное» разрушение, или цикл, происходит в конце жизни Брахмы. В это время все «элементы» мира — пространство, запах, цвет, форма, вкус, звук, материя со всеми ее свойствами; душа, сознание, разум и все его способности — все это распадается. Истинная реальность превращается в Чистый Верховный Дух, «который отличается от духа воплощенного тем, что не обладает никакими атрибутами, не имеет ни имени, ни вида, но в нем сосредоточена вся мудрость, и понимать его надо как единственно сущее»10.
21. Флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 469
Это разрушение случается раз в 311 040 000 000 000 земных дет. Затем Чистый дух снова начинает творить и воплощаться в материальные формы, после чего весь цикл повторяется.
|
|
Что касается развития человечества, то за время этих больших циклов оно претерпевает свои, более короткие циклы, которые тоже повторяются бесконечно. Самый короткий исторический цикл, охватывающий промежуток времени длительностью в 4 320 000 лет, разделяется на четыре «века», сменяющих друг друга в одной и той же последовательности: Критаюга (1 728 000 земных лет), Третаюга (1 296 000 лет), Двапараюга (864 000) и Калиюга (432 000 лет) ц.
В эпоху Криты мир всегда создается, а в эпоху Кали — разрушается. Поэтому самый худший из всех веков — эпоха упадка — Калиюга. Согласно «Вишну-пуране», история человечества вступила в эпоху Калиюги приблизительно с начала XIV в. до н. э.
Вот некоторые характеристики этого века, относящиеся к
области культуры.
«В эпоху Кали не будут соблюдаться ни разделение на касты, ни общественный порядок и установления [то есть будет все то, что причиняет людям беспокойство и неудобства], ни [религиозные] обряды. Браки, которые станут заключаться в это время, не будут соответствовать ритуалу... Законы, регулирующие отношения между мужем и женой, не будут соблюдаться; не будет больше и огненных жертвоприношений богам. Знатный и богатый человек, из какой бы он ни был семьи, получит право жениться на девице из любого племени [не считаясь с религией]. Любой текст, который предпочтут люди, будет священным писанием... Каким идолам они станут поклоняться, те и будут для них богами; люди будут вести одинаковый для всех сбраз жизни... Жены будут оставлять своих мужей, если те лишатся своего имущества, и только тех, кто богат, будут считать своими повелителями... Тот, кто даст больше денег, тот и станет хозяином над людьми; происхождение из знатного рода не будет больше давать никакого преимущества...
Накопленные богатства будут тратиться на то, чтобы с показной роскошью обставить жилища... Ум у людей будет направлен только на то, как бы разбогатеть, а тратиться богатство будет исключительно на собственные удовольствия. Женщины будут следовать своим наклонностям и извлекать из ^изни сплошные удовольствия. Мужчины будут желать только богатства, хотя бы и нажитого нечестным путем» 12.