А. Самым ранним из известных нам греческих учений в интересующей нас сфере является гесиодовская линейно-регрессивная (хотя и не вполне таковая) классификация последовательного ряда веков: Золотого, Серебряного, Бронзового, Героического и Железного23.
Впрочем, уже у Гомера есть отрывок, в котором говорится о том, что прошлое лучше, чем настоящее24.
Поскольку точное время, когда жили Гомер и Гесиод, неизвестно и поскольку взаимосвязь, существовавшая между крито-микенской и греческой культурами, тоже не до конца понятна, невозможно утверждать что-либо определенное об отношениях между этими учениями (особенно учением Гесиода) и типами культур, в рамках которых они были созданы. Если же, однако, время жизни Гесиода приходится на промежуток между XI и VIII вв. до н. э. и если это был переходный период от перезревшей чувственной крито-микенской культуры к идеациональной культуре VIII-VI вв., то в таком случае регрессивно-линейное учение Гесиода хорошо согласуется с предположением, сделанным в начале этой главы об определенном созвучии между такого рода учениями и стадией перехода от чувственной культуры к идеациональной.
|
|
В. Теории VI — первой половины V вв. до н. э. носят почти без исключения характер цикличный; причем большинство из них являются не просто механически-, но «идеационально-цик-личными», то есть рассматривающими бесконечный ритм, лежащий в основе циклов, как проявление духовной или одушевленной абсолютной реальности в чувственно воспринимаемом мире и в эмпирическом опыте человечества.
Таковы концепции Пифагора и пифагорейцев; Алкмеона Кротонского, Энопида из Хиоса, Филолая и др.; Гераклита, Эм-педокла, Анаксимандра, Анаксимена — в общем, почти все концепции этого периода, затрагивающие интересующую нас область. За исключением перепевов учения Гесиода, от этого периода до нас не дошло ни одной линейной концепции. Идея периодичности, долговременных и краткосрочных циклов, по истечении которых наш мир и каждый его элемент в точности повторяются (причем почти с математической, если не абсолютной, точностью), — по-видимому, полностью доминировала. Едва ли от этого периода сохранился хоть один фрагмент, в
21. Флуктуация «первых принципов»: VJL Концепции процессов 475
котором защищалась бы концепция линейно-прогрессивного развития. Поскольку рассматриваемый период был преимущественно идеациональным (в тех сферах культуры, которые мы исследовали), связь идеационального сознания с цикличной (немеханической) концепцией, по-видимому, вполне подтверждается.
По-разному формулируя свои цикличные концепции, мыслители определяли и различную продолжительность циклов, начиная от самых долгих (annus magnus) и кончая более короткими. Согласно Цензорину, автору сочинения «О дне рождения» («De Die Natali»), написанного приблизительно в III в. н. э., и «Мнениям» («Placita») Псевдо-Плутарха, великий цикл annus magnus длился, по Арефасу, 5552 года; по Гераклиту — 18 000 лет; по Диону Неапольскому — 10 884 года. Орфей же, по преданию, считал этот цикл равным 100 020 годам. Другие называли сроки или более короткие, или гораздо более длинные.
|
|
С. Переходя к V, а затем к IV вв. до н. э., замечаем, что цикличные концепции по-прежнему играют значительную роль. В этот период их сторонниками выступают Платон и Аристотель и их последователи, несмотря на то что учения обоих (особенно Платона) носят довольно сложный, запуганный характер. Тем не менее происходят и некоторые изменения. Прежде всего, по-видимому, утратили свой престиж регрессивно-линейные концепции гесиодовского типа.
С другой стороны, стали появляться прогрессивно-линейные концепции или, по крайней мере, отдельные их мотивы. Эти «прогрессивные» мотивы в том или ином виде обнаруживаются в траурной речи Перикла", в некоторых трагедиях Эсхила, у Ев-рипида, во фрагментах из Анаксагора, в сочинениях Гиппокра-товской школы, у Архелая, Демокрита, Протагора, Крития, Тимофея, Филемона и др. Взгляд на человеческую историю становится чуть более оптимистичным и более «прогрессивно-линейным» — по крайней мере, если речь заходит о сравнении прошлого с настоящим.
Пока что, в эти столетия доминирующей идеалистической культуры, мы наблюдаем сосуществование цикличных воззрений, неразвитых (до поры до времени) прогрессивно-линейных теорий и остатков регрессивно-линейных убеждений. Подобное переплетение концепций, а также и смешение отдельных их элементов в рамках некоторых теорий, по-видимому, согласуется с Утверждением, сделанным в начале этой главы.