зультат влияния небесных тел. Они повторяли созданные до них учения об определенной периодичности в истории человечества, производили подсчеты и предсказывали события, определяли будущее отдельных людей и целых групп — короче говоря, с небольшими изменениями и с неутомимой энергией они повторяли то, что уже много раз говорилось до них и с чем мы уже выше познакомились. Как известно, астрологами были и некоторые великие ученые — стоит назвать хотя бы имена Тихо Браге, Кеплера, Кардано.
Когда мы достигаем конца XV в. и вступаем в XVI столетие, то замечаем, что, хотя теории цикличного и бессистемно волнообразного развития no-прежнему занимают главенствующее положение, некоторые из них уже ушли от своей астрологической основы. В то же время все слышнее становятся новые, линейно-прогрессивные мотивы, едва заметные в XII-XIII вв., но значительно усиливающиеся в XIV-XV вв.
G. Начиная с XVII в. мы наблюдаем стремительно нарастающий поток прогрессивно-линейных концепций истории человечества, авторами которых являются Фонтенель, аббат де Сен-Пьер, Монтескье, Вольтер, Тюрго, Шефтсбери, Мандевиль, Тернбулл, Д. Гартли, Юм, А. Фергюсон, А. Смит, Прайс, Пристли, Палей, французские энциклопедисты, Кондорсе, Лессинг, Гердер, Кант и др. Стали появляться сотни разновидностей этой концепции: в литературе, науке, философии, политических учениях, социальных теориях. Может быть, несколько величайших умов все еще продолжали отстаивать циклическую концепцию, как, например, Дж. Вико и некоторые другие; тем не менее час цикличных, бессистемно волнообразных, регрессивно-линейных теорий и христианской эсхатологии — пробил. Все эти концепции начали склоняться к упадку. Восходящим солнцем стало солнце прогрессивной «линеарности».
|
|
После Тюрго, Ламарка, Кондорсе, а затем Сен-Симона и О. Конта во Франции; Лессинга, Канта и Гердера в Германии; английских деистов, Спенсера, Дарвина и других известных мыслителей идея линейно-эволюционного прогресса (или единообразно проявляющейся линейной последовательности стадий) стала господствующей категорией в сознании XVIII и особенно XIX вв.
Эта концепция доминировала в особенности в сфере биологических, социальных и гуманитарных наук. В частности, в биологии — после Ламарка, Милн-Эдвардса, Спенсера и Дарвина — такие разновидности линейной концепции развития
21. флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 483
жизненных процессов, как однолинейная, флуктуирующая, спиралевидная и разветвляющая, стали под объединенным названием «эволюция жизни» (или «биологическая эволюция») почти общепризнанными. Здесь линейная концепция остается господствующей вплоть до настоящего времени.
|
|
Аналогичные концепции были доминирующими и в сфере социальных, гуманитарных и других наук, занимающихся изучением человека и культуры.
Социологи, историки, экономисты, политологи и даже теологи XVIII-XX вв. с завидным упорством сочиняли целыми дюжинами свои теории прогресса «от пещерного жителя, обезьяны или даже амебы до современного человека», рассматривая ход человеческой истории как безоговорочный прогресс от невежества к знанию, от инстинкта — к разуму, от хаоса — к порядку, от нищеты — к уровню жизни, обеспечивающему «три автомобиля на каждую семью», от фетишизма — к монотеизму, от промискуитета (неупорядоченных половых связей) — к моногамии (или наоборот — смотря что предпочитает автор), от деспотизма — к свободе, от Gemeinschaft — к Gesellschaft36, от «солидарности механической — к органической», от религии закрытого типа — к религии более открытой, от неравенства — к равенству и т. д. и т. п. Или же представляя прогресс в виде различных «законов стадий» — трех, четырех, пяти, шести, семи или более, через которые человечество в целом, или процесс познания, или же организация экономики, семья, искусство и вообще все, что угодно, должно якобы проходить и непременно пройдет. Эти линейные — причем главным образом прогрессивно-линейные — концепции наводнили социальные и гуманитарные науки» стали их главной темой> их основным принципом, той главной перспективой, в свеге которой следует рассматривать и «факты» и все прочее. «Прогресс» и производные от него понятия стали основными категориями этих наук особенно в XIX в.
Все это так хорошо известно и до такой степени несомненно, Что не нужно ни давать ссылок, ни приводить цитат.
Подведем итоги. Поскольку период с XV по XX в. был периодом подъема и триумфа чувственной ментальности и культуры, параллельное победное восхождение прогрессивно-линейной концепции эволюции жизни и человечества прекрасно подтвержда-etn предположение о связи прогрессивного линеаризма с восходящей чувственной культурой.