Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. зультат влияния небесных тел

зультат влияния небесных тел. Они повторяли созданные до них учения об определенной периодичности в истории человечества, производили подсчеты и предсказывали события, определяли будущее отдельных людей и целых групп — короче говоря, с небольшими изменениями и с неутомимой энергией они повто­ряли то, что уже много раз говорилось до них и с чем мы уже выше познакомились. Как известно, астрологами были и неко­торые великие ученые — стоит назвать хотя бы имена Тихо Бра­ге, Кеплера, Кардано.

Когда мы достигаем конца XV в. и вступаем в XVI столетие, то замечаем, что, хотя теории цикличного и бессистемно вол­нообразного развития no-прежнему занимают главенствующее положение, некоторые из них уже ушли от своей астрологичес­кой основы. В то же время все слышнее становятся новые, ли­нейно-прогрессивные мотивы, едва заметные в XII-XIII вв., но значительно усиливающиеся в XIV-XV вв.

G. Начиная с XVII в. мы наблюдаем стремительно нараста­ющий поток прогрессивно-линейных концепций истории чело­вечества, авторами которых являются Фонтенель, аббат де Сен-Пьер, Монтескье, Вольтер, Тюрго, Шефтсбери, Мандевиль, Тернбулл, Д. Гартли, Юм, А. Фергюсон, А. Смит, Прайс, При­стли, Палей, французские энциклопедисты, Кондорсе, Лессинг, Гердер, Кант и др. Стали появляться сотни разновидностей этой концепции: в литературе, науке, философии, политических уче­ниях, социальных теориях. Может быть, несколько величайших умов все еще продолжали отстаивать циклическую концепцию, как, например, Дж. Вико и некоторые другие; тем не менее час цикличных, бессистемно волнообразных, регрессивно-линейных теорий и христианской эсхатологии — пробил. Все эти концеп­ции начали склоняться к упадку. Восходящим солнцем стало солнце прогрессивной «линеарности».

После Тюрго, Ламарка, Кондорсе, а затем Сен-Симона и О. Конта во Франции; Лессинга, Канта и Гердера в Германии; английских деистов, Спенсера, Дарвина и других известных мыс­лителей идея линейно-эволюционного прогресса (или единооб­разно проявляющейся линейной последовательности стадий) стала господствующей категорией в сознании XVIII и особенно XIX вв.

Эта концепция доминировала в особенности в сфере био­логических, социальных и гуманитарных наук. В частности, в биологии — после Ламарка, Милн-Эдвардса, Спенсера и Дар­вина — такие разновидности линейной концепции развития

21. флуктуация «первых принципов»: VII. Концепции процессов 483

жизненных процессов, как однолинейная, флуктуирующая, спиралевидная и разветвляющая, стали под объединенным на­званием «эволюция жизни» (или «биологическая эволюция») почти общепризнанными. Здесь линейная концепция оста­ется господствующей вплоть до настоящего времени.

Аналогичные концепции были доминирующими и в сфере социальных, гуманитарных и других наук, занимающихся изу­чением человека и культуры.

Социологи, историки, экономисты, политологи и даже тео­логи XVIII-XX вв. с завидным упорством сочиняли целыми дю­жинами свои теории прогресса «от пещерного жителя, обезья­ны или даже амебы до современного человека», рассматривая ход человеческой истории как безоговорочный прогресс от не­вежества к знанию, от инстинкта — к разуму, от хаоса — к по­рядку, от нищеты — к уровню жизни, обеспечивающему «три автомобиля на каждую семью», от фетишизма — к монотеиз­му, от промискуитета (неупорядоченных половых связей) — к моногамии (или наоборот — смотря что предпочитает автор), от деспотизма — к свободе, от Gemeinschaft — к Gesellschaft36, от «солидарности механической — к органической», от рели­гии закрытого типа — к религии более открытой, от неравен­ства — к равенству и т. д. и т. п. Или же представляя прогресс в виде различных «законов стадий» — трех, четырех, пяти, шес­ти, семи или более, через которые человечество в целом, или про­цесс познания, или же организация экономики, семья, искусст­во и вообще все, что угодно, должно якобы проходить и непременно пройдет. Эти линейные — причем главным обра­зом прогрессивно-линейные — концепции наводнили соци­альные и гуманитарные науки» стали их главной темой> их ос­новным принципом, той главной перспективой, в свеге которой следует рассматривать и «факты» и все прочее. «Прогресс» и производные от него понятия стали основными категориями этих наук особенно в XIX в.

Все это так хорошо известно и до такой степени несомненно, Что не нужно ни давать ссылок, ни приводить цитат.

Подведем итоги. Поскольку период с XV по XX в. был периодом подъема и триумфа чувственной ментальности и культуры, параллельное победное восхождение прогрессивно-линейной кон­цепции эволюции жизни и человечества прекрасно подтвержда-etn предположение о связи прогрессивного линеаризма с восходя­щей чувственной культурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: