2) Применительно к человеку божественное волеизъявление состоит в наделении его свободной волей и превращении его в существо, ответственное за себя и за свои поступки.
3) Некоторые нематериальные и духовные силы (как, например, ангелы и существа, им подобные) принимают участие в создании и изменении материального мира, но — только как помощники Бога.
4) Всемогущество Бога исключает невозможность «чудес» или необходимость того, чтобы одинаковые следствия вызывались одними и теми же причинами. Хотя в Его воле установить определенный порядок в сотворенном Им мире, создать его «естественные законы» и «единообразие», все может быть устранено и заменено непостижимыми путями Господними. Соответственно и сама противоположность между «естественным» и «чудесным» не казалась такому сознанию столь разительным контрастом, как это представляется чувственной ментальности.
Н. Конец ХП-XIVee. Когда мы достигаем конца XII в. и вступаем затем в ХШ-XIV вв., то замечаем явное изменение. Влияние, оказанное арабскими мыслителями, плюс перевод и распространение многих сочинений Аристотеля, прежде малоизвестных, несомненно, способствовали этой трансформации, хотя были не единственной и не главной ее причиной. Вкратце происходящее изменение можно квалифицировать как замену идеационального представления о причинности идеей смешанной и, в частности, идеалистической. Это следует хотя бы из того факта, что господствующей становится теперь аристотелевское учение о четырех причинах и отчасти учение Платона о двух причинах11. Этих двух концепций, с некоторыми изменениями, придерживались почти все мыслители этого периода.
Короче говоря, здесь мы еще раз сталкиваемся с.чтуацией, с которой встречались при изучении теорий истины: XIII-XIV вв. воспроизводят в данном случае, как и во многих других сферах, греческую мысль V-IV вв. до н. э. Оба эти периода отмечены господством идеалистического мышления.
I- XV-XX вв. Когда мы рассматриваем следующие столетия, to обнаруживаем тенденцию к дальнейшему упадку идеациональной трактовки причинности и усилению чувственных концепций. Ее реализация многообразна. Во-первых, ученые все больше настаивают на чувственной природе причинности. Именно благодаря трудам Галилея, Гассенди, Паскаля, Кеплера, Ньютона и других великих ученых XVT-XVII вв. и последующих сто-