Проблемы постоянно линейного, вечно нового и строго Циркулярного социокультурного изменения

I. ДВА СУЩЕСТВЕННЫХ КОРОЛЛАРИЯ' К ПРИНЦИПУ ОГРАНИЧЕНИЯ

В предыдущей главе объяснено «почему» социокультурных ритмичных процессов и рассмотрена структура самих ритмов. В этой главе мы попытаемся разобраться, есть ли среди социо­культурных процессов такие, которые обладают линейной тен­денцией в течение всего времени своего существования, есть ли процессы, которые постоянно меняются, ни в чем не повторя­ясь, и, наконец, бывают ли строго циркулярные процессы, ко­торые всякий раз повторяются одинаковым образом. Кроме того, постараемся объяснить «почему» каждого вида измене­ния. Начнем с вопроса о существовании и «почему» линейных процессов.

А. Принцип ограниченных возможностей изменения систе­мы четко определяет обстоятельства, при которых возможны как линейный процесс с неизменной тенденцией в течение всего времени его существования, так и вечно новый процесс. В со­стоянии изоляции или при условии незыблемости окружающей среды социокультурная система, имеющая только одну имманен­тную возможность изменения, будет трансформироваться в соответствии с одной главной линейной тенденцией на протя­жении всего своего существования. Как отмечалось выше, подоб­ное «инвариантное» изменение будет линейным в одной из четы­рех разновидностей — прямолинейным, осциллириующим, спиралевидным или разветвляющимся2. В этом случае главное направление и значение системы сохраняются постоянными в течение всего процесса. Она непрерывно двигается по одной и той же линии, все полнее раскрывая свое единственное свойство и все ближе подступая к своему конечному пункту, если, конеч-

. Проблемы социокультурного изменения

но, таковой вообще существует. В результате этот процесс бу­дет в значительной степени соответствовать современному пред­ставлению о линейной эволюции и прогрессе.

В. Если, с другой стороны, возможности мутации системы чрезвычайно велики или неограниченны, то результатом будет процесс без какого бы то ни было повторения и ритма. Это дей­ствительно никогда не повторяющийся процесс, новый, «с иго­лочки», в каждой части или даже частице своего течения, у ко­торого каждое звено новое, уникальное, неповторимое.

Королларии А и В достаточно точно формулируют важней­шие условия, при которых процесс может быть линейным или вечно новым. Теперь возникают вопросы: наблюдаются ли та­кие изменения среди социокультурных процессов? Существуют ли линейные и «вечно новые» социокультурные процессы? Об­ратимся к первой проблеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: