I. ДВА СУЩЕСТВЕННЫХ КОРОЛЛАРИЯ' К ПРИНЦИПУ ОГРАНИЧЕНИЯ
В предыдущей главе объяснено «почему» социокультурных ритмичных процессов и рассмотрена структура самих ритмов. В этой главе мы попытаемся разобраться, есть ли среди социокультурных процессов такие, которые обладают линейной тенденцией в течение всего времени своего существования, есть ли процессы, которые постоянно меняются, ни в чем не повторяясь, и, наконец, бывают ли строго циркулярные процессы, которые всякий раз повторяются одинаковым образом. Кроме того, постараемся объяснить «почему» каждого вида изменения. Начнем с вопроса о существовании и «почему» линейных процессов.
А. Принцип ограниченных возможностей изменения системы четко определяет обстоятельства, при которых возможны как линейный процесс с неизменной тенденцией в течение всего времени его существования, так и вечно новый процесс. В состоянии изоляции или при условии незыблемости окружающей среды социокультурная система, имеющая только одну имманентную возможность изменения, будет трансформироваться в соответствии с одной главной линейной тенденцией на протяжении всего своего существования. Как отмечалось выше, подобное «инвариантное» изменение будет линейным в одной из четырех разновидностей — прямолинейным, осциллириующим, спиралевидным или разветвляющимся2. В этом случае главное направление и значение системы сохраняются постоянными в течение всего процесса. Она непрерывно двигается по одной и той же линии, все полнее раскрывая свое единственное свойство и все ближе подступая к своему конечному пункту, если, конеч-
|
|
. Проблемы социокультурного изменения
но, таковой вообще существует. В результате этот процесс будет в значительной степени соответствовать современному представлению о линейной эволюции и прогрессе.
В. Если, с другой стороны, возможности мутации системы чрезвычайно велики или неограниченны, то результатом будет процесс без какого бы то ни было повторения и ритма. Это действительно никогда не повторяющийся процесс, новый, «с иголочки», в каждой части или даже частице своего течения, у которого каждое звено новое, уникальное, неповторимое.
Королларии А и В достаточно точно формулируют важнейшие условия, при которых процесс может быть линейным или вечно новым. Теперь возникают вопросы: наблюдаются ли такие изменения среди социокультурных процессов? Существуют ли линейные и «вечно новые» социокультурные процессы? Обратимся к первой проблеме.