яние Вселенной должно все больше и больше изменяться в определенном направлении»4. Это изменение ведет к концу, или, как говорят современные астрофизики, — к смерти.
Если принять данную теорию (а она принята многими учеными, хотя есть у нее и противники), то мы признаем один из самых универсальных процессов безусловно линейного типа, имеющий единственно возможное направление развития за все время существования Вселенной.
Нечего и говорить о том, что большинство современных пред-ставлений о биологической эволюции, в свою очередь, предполагают линейное развитие — будь то однолинейное, осциллирующее, спиралевидное или разветвляющееся (многолинейное).
То же самое можно сказать и о большинстве теорий социальной эволюции и прогресса, созданных в XIX и XX вв., которые утверждают, что за время существования человечества оно все дальше и дальше продвигается в линейном направлении.
Оставим термодинамические и биологические процессы вместе с приписываемыми им тенденциями без обсуждения. Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть вопрос: существуют ли линейные процессы в социокультурной реальности?
Ответ, по-видимому, зависит прежде всего от продолжительности рассматриваемого временного отрезка. Нет ни малейшего сомнения в том, что если он не слишком продолжителен, то на его протяжении можно обнаружить миллионы социокультурных процессов, обладающих линейной тенденцией. Читателю достаточно просмотреть кривые и таблицы в предыдущих разделах книги, чтобы убедиться: в течение определенных периодов, будь то год, столетие, а иногда даже несколько столетий, почти все рассматриваемые процессы, например, материализм и идеализм, этернализм и темпорализм, семейственные-договорные-принудительные отношения, визуальный и идеациональный стили в искусстве и т. д., были устойчиво восходящими или устойчиво нисходящими, то есть проявляли линейную тенденцию.
Ситуация оказывается совершенно иной, если речь идет о периоде, фактически превышающем продолжительность данной линейной тенденции. Очевидно, что подавляющее большинство социокультурных процессов (по причинам, которые описывает принцип ограничения) не обладают ни вечной линейной тенденцией, ни тенденцией, продолжительность которой совпадает с продолжительностью существования системы. В пре-