Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения. яние Вселенной должно все больше и больше изменяться в опре­деленном направлении»4

яние Вселенной должно все больше и больше изменяться в опре­деленном направлении»4. Это изменение ведет к концу, или, как говорят современные астрофизики, — к смерти.

Если принять данную теорию (а она принята многими уче­ными, хотя есть у нее и противники), то мы признаем один из самых универсальных процессов безусловно линейного типа, имеющий единственно возможное направление развития за все время существования Вселенной.

Нечего и говорить о том, что большинство современных пред-ставлений о биологической эволюции, в свою очередь, предпо­лагают линейное развитие — будь то однолинейное, осцилли­рующее, спиралевидное или разветвляющееся (многолинейное).

То же самое можно сказать и о большинстве теорий социаль­ной эволюции и прогресса, созданных в XIX и XX вв., которые утверждают, что за время существования человечества оно все дальше и дальше продвигается в линейном направлении.

Оставим термодинамические и биологические процессы вме­сте с приписываемыми им тенденциями без обсуждения. Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть вопрос: существуют ли линейные процессы в социокультурной реальности?

Ответ, по-видимому, зависит прежде всего от продолжительно­сти рассматриваемого временного отрезка. Нет ни малейшего со­мнения в том, что если он не слишком продолжителен, то на его протяжении можно обнаружить миллионы социокультурных про­цессов, обладающих линейной тенденцией. Читателю достаточ­но просмотреть кривые и таблицы в предыдущих разделах кни­ги, чтобы убедиться: в течение определенных периодов, будь то год, столетие, а иногда даже несколько столетий, почти все рассматриваемые процессы, например, материализм и идеа­лизм, этернализм и темпорализм, семейственные-договорные-принудительные отношения, визуальный и идеациональный стили в искусстве и т. д., были устойчиво восходящими или ус­тойчиво нисходящими, то есть проявляли линейную тенден­цию.

Ситуация оказывается совершенно иной, если речь идет о периоде, фактически превышающем продолжительность дан­ной линейной тенденции. Очевидно, что подавляющее большин­ство социокультурных процессов (по причинам, которые описы­вает принцип ограничения) не обладают ни вечной линейной тенденцией, ни тенденцией, продолжительность которой со­впадает с продолжительностью существования системы. В пре-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: