что каждая из многочисленных систем, из которых она состоит, непрерывно изменяется, но и благодаря главным образом тому, что история пользуется методом непрерывной замены систем, достигнувших своего конечного пункта, вечно новыми системами, приходящими на их место. Благодаря двойному методу имманентного изменения систем и их замены достигается неисчерпаемое творческое разнообразие. В любой составной части культуры мы видим эту замену умерших систем новыми. Какой-нибудь стиль искусства, скажем, готическая архитектура, возникает, развивается, достигает своей полной реализации, после чего, исчерпав свои возможности, останавливается в развитии, становится либо бесплодным в своих подражательных повторениях, либо отмирает, уступая место новому стилю. То же самое ожидает и его преемника. Определенное технологическое изобретение, скажем, «двуколка» возникает, совершенствуется, затем останавливается в своем развитии и рано или поздно заменяется новой системой, например, автомобилем, который не является ее продолжением, а кладет начало новой системе. То же самое справедливо и применительно к различным системам в науке, религии, искусстве, праве, этике, к формам экономической, политической, социальной организации и т. д. Впечатляющее разнообразие изменений во всех этих сферах обязано в значительной степени методу замещения. Творческие силы человеческой истории непрерывно используют этот метод; реализовав все возможности каждой созданной системы, они отбрасывают ее и начинают новую. Выжав и из нее все, что она может дать, они формируют ей нового наследника и так далее ad inflnitum10. Отсюда — неисчерпаемые творческие возможности человеческой — социальной и культурной — истории. Сказанное справедливо и относительно истории жизни. «Проэкспериментировав» с данными видами в плане всех их основных возможностей, творческие силы жизни отбрасывают их и порождают новые. Так было раньше, так обстоит дело и сейчас.
|
|
Каждая система имеет ограниченные возможности изменения в том, что касается ее сущностных черт. Но в том, что касается разнообразия случайных черт биологической и социокультурной истории в целом и особенно разнообразия новых типов, вытесняющих друг друга, то здесь, по-видимому, существуют широчайшие, почти неограниченные пределы возможностей.
Проблемы социокультурного изменения