человеческой истории и вплоть до настоящего времени население планеты, сумма знаний человечества, социальная дифференциация и интеграция (может быть, с незначительными и краткосрочными флуктуациями) возрастали». Но можем ли мы быть уверены, что эти тенденции будут продолжаться всегда, независимо от того, сколь долгим по времени представляется это будущее, или же, что они сохранятся до тех пор, пока существует человечество? Есть ли безусловные основания или доказательства, что так оно и будет, что тенденция не сменится другой, может быть, даже противоположной? До сих пор не было выдвинуто ни одного убедительного объяснения того, почему эти тенденции будут продолжаться вечно, если только не допустить существования Провидения, — но такая гипотеза неприемлема почти для всех сторонников сформулированного выше утверждения. Из того факта, что так было всегда, вовсе не следует, что так будет вечно.
Во-вторых, этот аргумент подкрепляется данными естественных наук, согласно которым солнце является единственным источником энергии, необходимым для жизни на планете, в том числе и для социокультурной жизни. Но с течением времени Солнце остывает, и, следовательно, рано или поздно жизнь на планете начнет затухать и в конце концов прекратится. Это означает упадок и конец человеческой истории.
|
|
Если человечество вступит в стадию остывшего Солнца, то население нашей планеты, процессы его социальной дифференциации и интеграции, а также, по всей вероятности, и человеческое знание должны обнаружить тенденцию к упадку, то есть противоположную той, которая, согласно нашему предположению, преобладала до сих пор. f
По утверждению ученых-естественнике в, для Солнца, жизни на Земле и человечества подобное будущее неизбежно. Если это так, то якобы вечные тенденции суть не что икое, как чрезвычайно долговременные, которые по истечении определенного периода прекратятся и будут заменены другими, даже противоположными. Если сторонники вечных тенденций не согласны с таким выводом, они должны опровергнуть вышеприведенные утверждения естественников, чего пока сделать не удавалось. Таким образом, теория о вечности обсуждаемых тенденций весьма сомнительна. В лучшем случае можно говорить о необычайно долговременных тенденциях, но не о вечных, равно как и не о таких, чья длительность совпадает со временем существования человечества.
844 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения
Подведем итоги: вероятно, у большинства процессов линейность в лучшем случае носит долговременный, но тем не менее ограниченный характер. Если проследить их развитие в более долгой перспективе (причем как в будущем, так и в прошлом), то присущая им линейность окажется скорее лишь частью долговременной параболы или другой нелинейной кривой. Даже линейность известной части процессов можно назвать таковой только тогда, когда она рассматривается с чисто формальной, кумулятивной точки зрения и когда берутся большие периоды и все человечество в целом. Но и в этом случае линейность оказывается весьма неровной, перемежающейся, с несколькими застойными точками. Если же исследовать процессы увеличения или уменьшения численности населения, количества открытий и изобретений, роста дифференциации и интеграции от каждого предыдущего периода к каждому последующему, и особенно по отдельным странам на примере более коротких временных отрезков, то обнаружится, что все они не линейные даже в известной нам части. Окончательный вывод гласит: если немногочисленные бесконечные линейные процессы и существуют, их линейность настолько расплывчата и неопределенна, что, по сути дела, это лишь ее призрак. Иначе говоря, почти все социокультурные процессы, которые кажутся линейными, являются таковыми только в рамках процесса, ограниченно го во времени. За границами этого предела их направление меняется и процесс становится нелинейным. Подобное отклонение лишний раз подтверждает то, что и следовало ожидать, принимая во внимание принцип ограничения. То, что казалось невероятным, если рассуждать чисто «дедуктивным» путем, и представлялось почти чудом или чем-то вроде «предустановленной гармонии» Лейбница5, оказывается невозможным и эмпирически. Вот, пожалуй, и все о линейных процессах.
|
|