'' Глава написана в сотрудничестве с И.И. Лапшиным, Н.О. Лосским, Н.С. Тимашевым и П.В. Струве.
2 См. прим. 1 к главе 7.
3 Salus populi supreme lex (лат.) — благо народа — высший закон (выражение Цицерона — «О законах», III, 3,8).
4 См. прим. 23 к главе 2. э См. прим. 8 к главе 2.
6 См. прим. 27 к главе 2.
7 См. прим. 23 к главе 2.
8 См. прим. 16 к главе 1.
9 Энтелехия — термин философии Аристотеля, обозначающий актуальную действительность предмета, акта в отличие от его потенции, возможности; понятие энтелехии приближается к понятию формы и соответствующей целевой причины. '
В виталистической биологии термин энтелехия употребляется в смысле целесообразно действующей жизненной силы.
10 Социетальное (societal) общество, сообщество — термин структурно-функциональной школы в социологии, особенно широко используемый Т. Парсонсом, который выделяет четыре уровня структурной иерархии общества: первичный, или «технический» уровень, где отношения строятся по типу «лицом к лицу»; «менеджериальный» уровень, где отношения строятся по типу организованной группы; «институциональный» уровень, где субъектами отношений выступают уже не индивиды, а организации; «социетгльный» уровень, интегрирующий общество в виде определенной национальной и политической общности.
|
|
Подробнее см.: Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997 (по указателю на с. 202: «Социетальное сообщество»).
992 Комментарии к с. 440-443
1 ' Coincidentia oppositorum (дат.) — совпадение противоположностей. Согласно Николаю Кузанскому («О видении Бога»), «Бог видим по ту сторону совпадения противоположностей и его видение есть бытие». «У дверей совпадения противоположностей, которые стережет ангел, встав у входа в рай, я начинаю теперь видеть Тебя, Бога моего: Ты там, где говорить, слышать, вкушать, осязать, рассуждать, знать и понимать — одно и то же, где совпадает видеть и быть видимым, слышать и быть услышанным, вкушать и быть вкушаемым, осязать и быть осязаемым, говорить и слышать, творить и говорить» (Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М, 1980, т. 2, с. 53,54).
13* A. von Harnack. Verfassung, kirchliche und kirchliches Recht im 1 und 2 Jahrhundert // Real. Encyklopadia fur Protestantishe Theologie und Kirche. 1908, Bd. XX, S. 519-520. [Демократия названа «пневматической» или «харизматической», поскольку во главе ее стояли «пневматики», т. е. люди «духовные», в отличие от людей плотских («соматиков») и «душевных» («психиков»), которые согласно гностическим учениям, выражавшим аристократические тенденции раннего христианства, относились к разряду «немногих избранных», способных к непосредственному общению и познанию подлинного Бога. Или, иначе говоря, они были «харизматика-ми», т. е. обладателями «харисмы», особого Божественного дара, или благодати. Подробнее см.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 29-30.]
|
|
13 Corpus mysticum (лат.) — мистическое тело.
14 О «сингуляризме» М. Штирнера красноречиво свидетельствует название его книги «Единственный и его собственность» (Харьков, 1994). В пьесах норвежского драматурга Г. Ибсена чаще всего изображаются одинокие мечтатели и бунтари (Пер Гюнт, Бранд и др.). Еще в своей ран -ней статье «Гамсун и Верхарн как выразители современных дум и настроений» (1911) П.А. Сорокин описал, что герои Кнута Гамсуна живут единственно мечтой. «...Это же мечтательство видим мы и у большинства современных художников. Метерлинк с Синей Птицей, Уайльд со своими сказками и Дорианом, Андреев, для которого реальность — стена, бездна, некто в сером, Ибсен, Уитмен и др. — ведь в сущности все они мечтатели и принадлежат к одной и той же категории! И для них, как и для их героев, нужен не просто "мир", а мир "с премией", которая является в большинстве случаев мечтой. И они — Дон Кихоты, донкихотствующие в силу современного распыления научной философской мысли и определенного материального уклада» (СорокияП.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 223).
15 Либидо — в психоанализе 3. Фрейда синоним сексуального влечения, а также синоним влечения к жизни (Эроса). Изначальное значение слова «либидо» — распущенность, распутство, похоть (см.: Августин. Исповедь. VIII, V, 10).
16 Левиафан — в библейской мифологии морское чудовище, в переносном смысле — нечто огромное и чудовищное; после одноименного
Комментарии к с. 443-445 993
сочинения Т. Гоббса — синоним холодного, жестокого и бездушного государства.
17 Quantite negligeable (фр.) — ничтожно малая величина; величина,
которой можно пренебречь.
18 Арнолъоисты — сторонники Арнольда Брешианского (ок. 1100-1155), итальянского борца против католической церкви и паства, который выступал с программой, ставшей впоследствии основой учений Реформации. Схваченный людьми императора Фридриха Барбароссы, Арнольд Брешианский был выдан папе и казнен. Тело его сожгли, а пепел сбросили в Тибр.
Лионские бедняки (или вальденсы) — приверженцы религиозной ереси, возникшей в XII в. среди плебейских масс южнофранцузских городов и затем распространившейся среди сельского населения Южной Швейцарии, позднее в Германии и Чехии. По преданию, название получено по имени лионского купца Пьера Вальда, который в 1176 г. создал общину «совершенных», давших обет не владеть собственностью, не иметь семьи и не думать о завтрашнем дне. Они отрицали католические таинства, перевели Евангелие на народные языки, отказывались от подчинения духовным и светским властям, более того — требовали их ликвидации. Учение вальденсов было осуждено в 1215 г. IV Латеранским собором. В XV в. папа Сикст IV предпринял против них крестовый поход. В 1545 г. французские войска учинили над ними массовую расправу в Дофинэ. Массовые избиения вальденсов имели место в 1655 и 1685 гг.
Утраквисты (от лат. sub utraque specie [причащение] под обоими видами) — одно из названий представителей умеренного крыла в Гуситском движении первой половины XV в. а Чехии. Другое название их «чашники», так как они требовали причащения всех верующих не только хлебом, но и вином из чаши, что в католицизме является привилегией
духовенства.
Патарии(нтал, — букв, «тряпичники») —презрительное прозвище сторонников миланского монаха Ариальда (XI b.)i возглавившего движение против «симонии» (продажи и покупки церковных дол* Аюстей).
Каширы (от греч. kataros —чистый) —последователи широко распространившейся из Южной Франции с конца XII в, ереси, в начале XIII в. проникшей в Англию и северную Германию, вплоть д э Пруссии, и сомкнувшейся с еретическими движениями Сев. Италии. По своему мировоззрению катары были дуалистами, во многом смыкавшиеся с манихеями: все зло в мире они объявляли порождением дьявола, а поскольку церковь освящала подобные «порождения дьявола», катары объявляли и ее дьявольской силой. Катары создали свою религиозную организацию; поощряли добровольный уход из жизни, самоубийство. Одной из ветвей катаров были альбигойцы, против которых в нач. XIII в. были организованы истребительные «альбигойские войны». К концу XIII в. движение катаров было почти полностью подавлено, чему способствовали и элементы непротивленчества в их учении.
|
|