ГЛАВА 18. '' Глава написана в сотрудничестве с И.И

'' Глава написана в сотрудничестве с И.И. Лапшиным, Н.О. Лосским, Н.С. Тимашевым и П.В. Струве.

2 См. прим. 1 к главе 7.

3 Salus populi supreme lex (лат.) — благо народа — высший закон (выражение Цицерона — «О законах», III, 3,8).

4 См. прим. 23 к главе 2. э См. прим. 8 к главе 2.

6 См. прим. 27 к главе 2.

7 См. прим. 23 к главе 2.

8 См. прим. 16 к главе 1.

9 Энтелехия — термин философии Аристотеля, обозначающий акту­альную действительность предмета, акта в отличие от его потенции, воз­можности; понятие энтелехии приближается к понятию формы и соот­ветствующей целевой причины. '

В виталистической биологии термин энтелехия употребляется в смыс­ле целесообразно действующей жизненной силы.

10 Социетальное (societal) общество, сообщество — термин структур­но-функциональной школы в социологии, особенно широко используе­мый Т. Парсонсом, который выделяет четыре уровня структурной иерар­хии общества: первичный, или «технический» уровень, где отношения строятся по типу «лицом к лицу»; «менеджериальный» уровень, где отно­шения строятся по типу организованной группы; «институциональный» уровень, где субъектами отношений выступают уже не индивиды, а орга­низации; «социетгльный» уровень, интегрирующий общество в виде оп­ределенной национальной и политической общности.

Подробнее см.: Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997 (по указателю на с. 202: «Социетальное сообщество»).

992 Комментарии к с. 440-443

1 ' Coincidentia oppositorum (дат.) — совпадение противоположнос­тей. Согласно Николаю Кузанскому («О видении Бога»), «Бог видим по ту сторону совпадения противоположностей и его видение есть бытие». «У дверей совпадения противоположностей, которые стережет ангел, встав у входа в рай, я начинаю теперь видеть Тебя, Бога моего: Ты там, где говорить, слышать, вкушать, осязать, рассуждать, знать и понимать — одно и то же, где совпадает видеть и быть видимым, слышать и быть услышанным, вкушать и быть вкушаемым, осязать и быть осязаемым, говорить и слышать, творить и говорить» (Николай Кузанский. Сочине­ния: В 2 т. М, 1980, т. 2, с. 53,54).

13* A. von Harnack. Verfassung, kirchliche und kirchliches Recht im 1 und 2 Jahrhundert // Real. Encyklopadia fur Protestantishe Theologie und Kirche. 1908, Bd. XX, S. 519-520. [Демократия названа «пневматической» или «ха­ризматической», поскольку во главе ее стояли «пневматики», т. е. люди «духовные», в отличие от людей плотских («соматиков») и «душевных» («психиков»), которые согласно гностическим учениям, выражавшим аристократические тенденции раннего христианства, относились к разря­ду «немногих избранных», способных к непосредственному общению и познанию подлинного Бога. Или, иначе говоря, они были «харизматика-ми», т. е. обладателями «харисмы», особого Божественного дара, или благодати. Подробнее см.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 29-30.]

13 Corpus mysticum (лат.) — мистическое тело.

14 О «сингуляризме» М. Штирнера красноречиво свидетельствует на­звание его книги «Единственный и его собственность» (Харьков, 1994). В пьесах норвежского драматурга Г. Ибсена чаще всего изображаются одинокие мечтатели и бунтари (Пер Гюнт, Бранд и др.). Еще в своей ран -ней статье «Гамсун и Верхарн как выразители современных дум и настро­ений» (1911) П.А. Сорокин описал, что герои Кнута Гамсуна живут един­ственно мечтой. «...Это же мечтательство видим мы и у большинства современных художников. Метерлинк с Синей Птицей, Уайльд со своими сказками и Дорианом, Андреев, для которого реальность — стена, без­дна, некто в сером, Ибсен, Уитмен и др. — ведь в сущности все они мечта­тели и принадлежат к одной и той же категории! И для них, как и для их героев, нужен не просто "мир", а мир "с премией", которая является в большинстве случаев мечтой. И они — Дон Кихоты, донкихотствую­щие в силу современного распыления научной философской мысли и оп­ределенного материального уклада» (СорокияП.А. Общедоступный учеб­ник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 223).

15 Либидо — в психоанализе 3. Фрейда синоним сексуального влече­ния, а также синоним влечения к жизни (Эроса). Изначальное значение слова «либидо» — распущенность, распутство, похоть (см.: Августин. Исповедь. VIII, V, 10).

16 Левиафан — в библейской мифологии морское чудовище, в пере­носном смысле — нечто огромное и чудовищное; после одноименного

Комментарии к с. 443-445 993

сочинения Т. Гоббса — синоним холодного, жестокого и бездушного государства.

17 Quantite negligeable (фр.) — ничтожно малая величина; величина,

которой можно пренебречь.

18 Арнолъоисты — сторонники Арнольда Брешианского (ок. 1100-1155), итальянского борца против католической церкви и паства, кото­рый выступал с программой, ставшей впоследствии основой учений Ре­формации. Схваченный людьми императора Фридриха Барбароссы, Арнольд Брешианский был выдан папе и казнен. Тело его сожгли, а пепел сбросили в Тибр.

Лионские бедняки (или вальденсы) — приверженцы религиозной ере­си, возникшей в XII в. среди плебейских масс южнофранцузских городов и затем распространившейся среди сельского населения Южной Швейца­рии, позднее в Германии и Чехии. По преданию, название получено по имени лионского купца Пьера Вальда, который в 1176 г. создал общину «совершенных», давших обет не владеть собственностью, не иметь семьи и не думать о завтрашнем дне. Они отрицали католические таинства, пере­вели Евангелие на народные языки, отказывались от подчинения духов­ным и светским властям, более того — требовали их ликвидации. Учение вальденсов было осуждено в 1215 г. IV Латеранским собором. В XV в. папа Сикст IV предпринял против них крестовый поход. В 1545 г. фран­цузские войска учинили над ними массовую расправу в Дофинэ. Массо­вые избиения вальденсов имели место в 1655 и 1685 гг.

Утраквисты (от лат. sub utraque specie [причащение] под обоими ви­дами) — одно из названий представителей умеренного крыла в Гуситс­ком движении первой половины XV в. а Чехии. Другое название их «чаш­ники», так как они требовали причащения всех верующих не только хлебом, но и вином из чаши, что в католицизме является привилегией

духовенства.

Патарии(нтал, — букв, «тряпичники») —презрительное прозвище сторонников миланского монаха Ариальда (XI b.)i возглавившего движе­ние против «симонии» (продажи и покупки церковных дол* Аюстей).

Каширы (от греч. kataros —чистый) —последователи широко рас­пространившейся из Южной Франции с конца XII в, ереси, в начале XIII в. проникшей в Англию и северную Германию, вплоть д э Пруссии, и сомк­нувшейся с еретическими движениями Сев. Италии. По своему мировоз­зрению катары были дуалистами, во многом смыкавшиеся с манихеями: все зло в мире они объявляли порождением дьявола, а поскольку церковь освящала подобные «порождения дьявола», катары объявляли и ее дья­вольской силой. Катары создали свою религиозную организацию; поощ­ряли добровольный уход из жизни, самоубийство. Одной из ветвей ката­ров были альбигойцы, против которых в нач. XIII в. были организованы истребительные «альбигойские войны». К концу XIII в. движение катаров было почти полностью подавлено, чему способствовали и элементы не­противленчества в их учении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: