'" Написана в сотрудничестве с Н.С. Тимашевым. 2 Согласно Л.И, Петражицкому, на которого в дальнейшем ссылается П. А. Сорокин, «традиционно различают два типа юридических лиц:
1) Корпорации (universitas personarum, collegia personalia средневековых юристов). Обычное определение корпорации гласит: корпорация есть правоспособный союз лиц, или такое юридическое лицо, субстратом которого являются члены. Сюда относятся разные общества, компании и
т. п.
2) Учреждения (universitas bonomm, collegia realia средневекового юристов). Обычное определение: имущественные компании, самостоятельные имущества, посвященные определенной полезной цели, или такие юридические лица, субстратом коих является комплекс имущества (на-
996 Комментарии к с. 450
пример: богадельни, дома трудолюбия, учебные заведения, за которыми признана самостоятельная правоспособность, и т. п.).
Обыкновенно признается также наличность переходных или смешанных форм (collegia mixta). И вот в науке идет великий спор, породивший громадную литературу, о том, являются ли так называемые юридические лица действительно лицами, субъектами, существуют ли в действительности такие субъекты, и если да, то кто или что собственно является здесь носителем правоспособности, субъектом прав, какова действительная природа этих субъектов. Для решения этих вопросов было предложено множество различных теорий. Главнейшие из теорий юридических лиц суть следующие:
|
|
1) Теория фикции. По этому учению.., действительным, реальным субъектом прав может быть только отдельный человек. Но позитивное право может для известных целей перенести правоспособность и на нечто такое, что не является реальным лицом... Такие... вымышленные для целей права субъекты, существующие только в качестве "отвлеченного понятия", а не в действительности... и суть юридические лица...
2) Отрицательные теории. От теории фикции естественный переход к ясному и последовательному отрицанию лиц в праве, кроме физических, и к признанию несостоятельности самого понятия юридических лиц и деления лиц на два вида...
3) Теории реального существования юридических лиц. Несмотря на резкую полемику и высмеивание теории юридических лиц как особых субъектов прав со стороны скептиков, многие ученые... утверждают существование юридических лиц, и притом не в качестве фикций, а как действительных, реальных лиц, так же реальных, как и отдельные живые "люди"» (ПетражицкийЛ.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907, т. II, с. 381-385).
*' См.: там же, с. 388-421.
4 Выражение «как если бы» впервые употребил И. Кант в «Критике чистого разума»: «...Разум предписывает нам рассматривать все связи в мире согласно принципам систематического единства, стало быть, так, как если бы все они возникали из одной-единственной всеохватывающей сущности как высшей и вседовлеющей причины. Отсюда ясно, что разум может иметь при этсм целью не что иное, как свое собственное формальное правило при расширении своего эмпирического применения, а вовсе не расширение за все пределы эмпирического применения...» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 409).
|
|
«...Регулятивный закон систематического единства требует, чтобы мы изучали природу так, как если бы повсюду бесконечно обнаруживалось систематическое и целесообразное единство при возможно большем многообразии; ибо, хотя мы можем узнать или открыть только малую долю этого совершенства мира, тем не менее законодательству нашего разума присуще везде искать и предполагать его; руководствоваться этим принципом при исследовании природы всегда должно быть полезно и никогда
Комментарии к с. 451-454 997
не может быть вредно. Но из такого представления о положенной в основу идее высшего Творца ясно, что я полагаю в основу не существование такого творца и знание о нем, а только идею его и, собственно, делаю выводы не из этой сущности, а только из ее идеи, т. е. из природы вещей в мире согласно такой идее» (там же, с. 416),
О X. Файхингере, построившем на основе этого кантовского «als ob» (и упомянутого П.А. Сорокиным в конце главы 14), см. в «Указателе имен». См. также: Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.
5 См. прим. 12 к главе 18 и прим. 6 к главе 42.
6 «Особенно обстоятельно теорию воли, существующей и действующей без соответственного тела, развил Цительман. В области корпораций, по мнению Цительмана, подлежащая воля образуется из воль отдельных членов. В учреждениях подлежащая бестелесная воля представляет отделившуюся и получившую самостоятельное существование волю учредителя. В обеих областях истинными субъектами являются бестелесные воли. Сообразно с этим вместо деления лиц на физические и юридические Цительман предлагает делить их на телесные и бестелесные. У других авторов вместо "воли" фигурируют "цели", или "интересы" как какие-то самостоятельные существа и проч.
Впрочем, умственные манипуляции, производимые Цительманом с волею, поскольку дело не идет специально о признании "бестелесных воль" лицами, не представляют исключительной особенности его теории. Современное государство ведение и теория юридических лиц как социальных организмов прибегают к таким же "психологическим" операциям с "волею", к производству особой "единой воли" государства к иных надчеловеческих существ из множества человеческих воль, к отделению и перенесению воль туда, где это для построения подлежащих теорий требуется, и проч. Между прочим, наиболее выдающийся современный германист Гирке определяет природу корпораций и учреждений следующим образом: "Корпорация есть союз с коренящейся в нем самом личностью; ее душа есть единая общая воля, ее тело — союзный организм. Учреждение есть союз с насажденною ему извне личностью; ее душа — единая учредительная воля (воля учредителя), ее тело — органичное приспособление, путем которого этой воле служат постоянно люди". Да 1ьше автор указывает, что воля корпораций есть имманентная боля учреждений — трансцендентная воля» (Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907, т. II, с. 387-388).
П.А. Сорокин делает ссылку: Zitelmann. Begriff und Wesen der juristischen
Person, 1873.
7 См. прим. 16 к главе!.
8 Sapienti sat (лат.) — для понимающего (умному) достаточно. Латинская поговорка, встречающаяся у Плавта («Перс», IV, 7, 727-729) и Теренция («Формион», 540 ел.). См.: Теренций. Комедии. М., 1988, с. 283.
* Ricorsi (итал.) — отливы. См. прим. 2 к главе 41.