к пастушескому, а другие — прямо к земледельческому, то по одной ветви идут 3) земледельческие народы, делящиеся на три подвида, подругой — 4) пастушеские, делящиеся на два подвида» (там же, с. 405). См. также: Hobhaus L, Wheeler G., dnsbergM. The Material Culture and Social Institutions of the Simpler Peoples. London, 1915; Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. Through the first quarter of the twentieth century. New Jork —Evanston —London, 1964, p. 323.
«Гильдебранд делит народы по системам хозяйства: 1) Naturwirtschaft, 2) Geldwirtschaft и 3) Kreditwirtschaft» [натурально-хозяйственные, денежно-хозяйственные и кредитно-хозяйственные] (Сорокин П.А. Система социологии, т. 2, с. 404). В другой своей работе Сорокин называет эту классификацию «теорией трех стадий» Б. Гильдебранда (см.: Американская социологическая мысль. М., 1996, с. 377).
«Закон трех стадий Карла Бюхера: натуральное хозяйство, город и национальная экономика» (Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль, с. 377-378). См.: БюхерК. Возникновение народного хозяйства. 1907, т. 1, с. 75-135. В основу классификации Бюхера положена «длина пути товара от производителя к потребителю» (Сорокин П.А. Система социологии, т. 2, с. 404).
|
|
В. Зомбарт (будучи, как и К. Бюхер и Г. Шмоллер, представителем «новой исторической школы» в политэкономии) выделял следующие три этапа хозяйственного развития общества: этап индивидуалистического хозяйства, этап переходного хозяйства, этап социального хозяйства. Кроме того, В. Зомбарт представлял стадии эволюции капитализма как фазы «органического» цикла: рождение (генезис капитализма), его молодость («ранний капитализм»), зрелость («развитой капитализм»), наконец, старость («поздний капитализм»). См.: Зомбарт В. Современный капитализм. М.-Л., 1930, т. III (второй полутом), с. 394-427.
1' О видах государственного устройства у Платона и Аристотеля см. прим. 11 и 12 к главе 28; у Полибия — см. прим. 27 к главе 21.
12 Тотемизм (от алгонкинского «ототем», букв. — его рогХ — вера в сверхчувственное родство между человеческими грушта^ч \родами) и различными видами материальных предметов, большей частью животными или растениями. Наиболее развит тотемизм у самы; отсталых народов, особенно у туземцев Австралии. Об анимизме см. прим. 26 к главе 2.
Фетишизм (от португ. feiti^o — зачарованная речь; через фр. fetiche) — поклонение неодушевленным предметам, фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Слово «фетиш» впервые употребил в начале XVIII в. голландский моряк В. Босман при описании предметов культа населения Гвинеи (Западная Африка).
Политеизм (от греч. poly — много и theos — бог) — многобожие, вера во многих богов, в отличие от монотеизма, единобожия.
Подробнее см.: Токарев С А. Ранние формы религии. М., 1964; Хайтун Д. Е. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душанбе, 1958; Фрейд 3. Тотем