Комментарии к с. 831

и табу // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991,кн. 1;Де БросШ. О фетишизме. М, 1973. На первый взгляд странным кажется в, этом списке «религиозных верований» наличие «атеизма». Однако П.А: Сорокин в данном случае опирается на солидную традицию, идущую от Э. Геккеля, который впервые ввел понятие «атеистической религии». В России это понятие широко использовал С.Н. Булгаков (см. его книгу «Философия хозяйства». М., 1990, с. 363-364).

13 Законы Хаммурапи — свод законов Вавилонии, созданный в конце царствования Хаммурапи ок. 1760 г. до н. э. Текст Законов Хаммурапи состоит из пролога, 282 статей и эпилога; статьи сгруппированы темати­чески (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и се­мья, обязательства и т. д., причем каждая тема трактуется как с уго­ловно-правовой, так и с гражданской точки зрения. Русский перевод Законов Хаммурапи см.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963, с. 196-219.

Библейские заповеди, или декалог («десятисловие») — заповеди, напи­санные, согласно книге Исход (34,28), Моисеем, а согласно Второзаконию (4, 13; 10, 4) — самим Яхве на двух каменных досках («скрижалях»). В Пятикнижии названы два различных декалога: «этический» декалог (Исх. 20,2-17 и Втор. 5,6-21) и «культовый» декалог (Исх. 23; 34,12-26). Этический декалог состоит из следующих заповедей:

1) Да не будет у тебя других богов.

2) Не делай себе кумира.

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4) Помни день субботний, чтобы святить его.

5) Почитай отца твоего и мать твою.

6) Не убивай.

7) Не прелюбодействуй.

8) Не кради.

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не желай дома ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего. При классификации этих заповедей имеются некоторые отличия между

католиками, протестантами, православными и иудеями. Древнейшее из­ложение «культового» декалога (Исх. 34,12-26) называет следующие де­сять заповедей:

1) Не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь.

2) Ты не должен поклоняться богу иному.

3) Не делай себе богов литых (т. е. из металла).

4) Соблюдай праздник опресноков.

5) Пусть не являются пред Лице Мое с пустыми руками.

6) В седьмой день отдыхай.

7) Совершай праздник седмиц, праздник начатков жатвы и праздник собирания плодов.

8) Не изливай крови жертвы Моей на квасное (при заклании).

9) Жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.

Комментарии к с. 832 1061

10) Не вари козленка в молоке матери его.

Закон двенадцати таблиц — свод законов Древнего Рима, создан­ный, согласно традиции, особо избранной коллегией децемвиров (decemviri legibus scribundis — букв.: члены коллегии десяти для записи законов) в 451-450 гг. до н, э. Эти законы были записаны на двенадцати досках, выставленных на форуме, однако плита с их текстом была уничтожена в 387 г. до н. э. во время нападения галлов на Рим. Положения законов составили основу римского права, дальнейшее развитие которого во мно­гом определяло задачи их комментирования. Гражданское, уголовное и процессуальное право в этих законах были еще не разделены. Наряду с установлением сурового возмездия за убийство и покушение на собствен­ность, в котором отражена идея личной мести, наказанием за некоторые виды преступлений становятся уже денежные штрафы, что дало толчок для последующего развития частного уголовного права. Судебный про­цесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообрази­ем форм, разделением компетенции между магистром-претором и судь­ей — частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи — pater familias.

Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержащихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). См.: Моммзен Т. История Рима. СПб., 1994, т.1, с. 232-234.

14 О Gemeinschaft и Gesellschaft см. прим. 36 к главе 21. См. также: Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб., 2002; Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998,№3-4,с.207-229;Мшшнк»нА.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса// Там же, с. 201-206; СтрувеП.Б. Фердинанд Теннис (1855-1936). К характеристике его социально-философского и социологического твор­чества// Струве П.Б. Избранные сочинения. М., 1999, с. 424-441.0 «ме­ханической» и «органической» солидарности см.: Дюркгей** с l) разделе­нии общественного труда. Метод социологии, М., 1991 с. 71-216. Об остальных типологизациях общества, предложенных V. Спенсером, Ф. Листом, Б. Гильдебрандом, К. Белохом и др., см. выше, ni/им. 9 и 10.

15 Минойская культура — названная по имени легендарного царя Миноса культура Крита, достигшая расцвета в III-II тыс. до н. э. Ярким свидетельством минойской культуры являются дворцы (напр., в Кносе), городские строения, великолепные керамические изделия, резные печати, украшения и фрески. Раскопки, впервые произведенные в 1908 г., поло­жили начало научному изучению неизвестной до этого цивилизации.

«Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фре­сок [Кносского дворца], изящество ее прически напомнили археологам модных и кокетливых француженок. Название "парижанки", обронен­ное одним из первых нашедших ее археологов, осталось за ней до сих пор» (Эгейское искусство. М„ 1972, с. [XII]; портрет так называемой парижан-

1062 Комментарии к с. 833-844

киизКноса —девушки-участницы торжественной процессии. 1500-1450гг. дон. э. —иллюстрация№47).

16' См.: Goldenweiser A. The Principle of Limited Possibilities // Journal of j American Folklore. 1913, vol. XXVI, p. 259-290; TumwaldR. The Spell of Limited) Possibilities//American Sociological Review. 1937, April, p. 195-203.

l7* См.: Lowe R. On Principle of Convergence in Ethnology // Journal of American Folklore. 1922, vol. XII, p. 1-25.

18' HaberlandtA. Praehistorisch-ethnographische Parailelen // Archiv fiir Anthropologie. 1913, Bd. XII, S-1-25.

]9'ThumwaldR.Op.cit.

** Goldenweiser A. Op. cit, p. 270-273.

21 См. прим. 1 к главе 12.

22 Королларий — следствие, получающееся из доказательства теоре­мы; в учении Б. Спинозы суждение, вытекающее как следствие из каких-либо других положений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: