Что такое « культурантропология» ?

Культурантропология — одно из направлений в западной этнографии («этнос» — народ, племя и «графо» — писать, «этнография» — наука об описании народов), где наиболее употребляемым для обозначения этой науки является другой тер­мин — «антропология» — наука о человеке(«антропос» — человек, «логос» — учение, наука). Под антропологией понимается вся совокупность зна­ний о человеке, включая физическую антрополо­гию, палеоантропологию, этническую и индивиду­альную психологию и «этнологию» в собственном смысле. Появление термина «этнология» (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни «диких народов». Впрочем, были и обратные попытки — самостоя­тельного рассмотрения этнологических теорий, ос­тавлявшие в стороне физическую антропологию, археологию и т.д.

Важно, что и в первом случае — расшири­тельного толкования антропологии «как всеобщей сравнительной науки о человеке», и во втором — специального выделения «истории этнологии» боль­шое внимание уделялось проблемам теоретичес­кого рассмотрения этнических культур — «исто­рический» и «функциональный» подходы, пробле­ма «культурных кругов» и т.д. Наиболее показа­тельной в этом плане является работа Феликса Кисинга «Культурная антропология», в которой охарактеризованы основные направления этногра­фической науки. И как видно из этой книги, а так­же ряда других, в которых для обозначения этног­рафической науки употребляется и термин «этно­логия», и термин «антропология», авторы конста­тируют накопление множества фактического ма­териала в описании обычаев, систем родства и образа жизни многих народов и говорят о необхо­димости разработки научных подходов, обобще­ний на основе этого фактического материала, ме­тодологических приемов по его осмыслению. В этом контексте появляется обращение к термину «куль­тура», выявляются проблемы культурной антро­пологии (взаимоотношение индивида и культуры, различного типа культур и т.д.), констатация факта сближения антропологии и философии и развития антропологических (этнологических) теорий как своего рода истории теорий культуры.

Хотя сам термин «культурология» появился значительно позднее, зарождение и развитие эт­нографической науки, которое исследователи от­носят к 60-70 гг. XIX века, было ознаменовано выходом классических работ по истории культу­ры, свидетельствующих о появлении общих кон­цепций, основанных на этнографических данных и носящих выраженный культорологический харак­тер. Одна из таких первых концепций, эволюцио­нистского плана, принадлежала Эдуарду Бернетту Тайлору, воссоздавшему в своих исследовани­ях широкое полотно культурной жизни первобыт­ного человека. Одна из его основных работ, нео­днократно издававшаяся на русском языке, — «Первобытная культура». В этой работе Тайлор на основе изучения большого этнографического материала дал описание конкретных элементов первобытной культуры (на фоне мировой) и ее це­лостное видение, обоснованное теорией «анимиз­ма» (от латинского «анима» — жизненное начало, живое существо, душа, жизнь) — вера первобыт­ного человека в одушевление всей природы, свя­зывающая воедино весь его практический опыт по взаимоотношениям с окружающей средой.

Главная цель для Тайлора как эволюционис­та (т.е. приверженца рассмотрения культуры в процессе ее постепенного развития и изменения, без резких скачков и потрясений) была показать культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» к «цивилиза­ции». Но понимание эволюционного процесса во многом определяется тем, как он понимает куль­туру. Культуру, отождествляемую с цивилизаци­ей, Тайлор определяет следующим образом: «Куль­тура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и при­вычек, усвоенных человеком как членом общества».

Возможность и необходимость построения об­щей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды. Одним из первых ис­следователей, предпринявших попытку построения «культурологии» (он специально обосновывает необходимость введения в научный оборот данно­го термина для обозначения им феномена разви­тия мышления о культуре) был известный амери­канский культурантрополог Лесли Уайт. Именно он положил начало использованию термина «куль­турология» в качестве синонима «науки о культу­ре» (так и называется основной труд Л. Уайта). Понятие же культура у него охватывает особый объект действительности, особый класс социальных явлений. Культура, как система, находится у него над индивидом: «Культура должна объясняться в присущих ей терминах, и, хотя это может пока­заться парадоксальным, непосредственным объек­том изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура».

Культуру Л. Уайт рассматривает как объектив­ное образование, независящее от отдельного чело­века и человеческого сообщества и подчиняющее­ся лишь внутренней логике развития, которое и следует рассматривать без обращения к индиви­дам. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы. Первая (тех­нологическая) характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им техничес­ких средств и орудий труда, тип жилищ и т.п.; вторая (официальная) включает в себя обществен­ные отношения и соответствующие им типы пове­дения, а также системы родства, экономических, политических, военных, эстетических и т.п. отно­шений; третья (идеологическая) включает в себя идеи, верования, обычаи, различные виды знания.

Под культурантропологией часто понимают также современные английские научные школы, получившие название «британская социальная антропология». Здесь невозможно обойти внима­нием такого крупного представителя рассматри­ваемой школы как Бронислав Малиновский. Ма­линовский исследовал роль и значение (функцию) социальных институтов в существовании культу­ры как целого. Разрушение одного из институтов культуры ведет к нарушениям в системе социаль­ного взаимодействия. У него понятие «культура» становится центральным, а исследование проте­кает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Культура — это и есть способ социального контроля, который осуществ­ляется в традиционном обществе, своего рода куль­турный стандарт жизни. Культура складывается на базе основных (естественных) потребностей че­ловека (еда, питье, воспроизводство потомства), к которым примыкают производные потребности. Способы удовлетворения основных и производных потребностей различны для различных типов куль­тур, каждая же культура как социальная система самодовлеюща.

Изучение культурной антропологии столь важ­но потому, что она показывает, что теория культу­ра имеет дело с этническими общностями, имею­щими свою самобытную культуру. Теория культуры должна опираться на большой этнографичес­кий материал (учитывая, что специалисты насчи­тывают две-три тысячи этнических общностей, можно сказать, что он необъятен) и иметь прогно­стический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно культурная антропология открыла такие злободневные про­блемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчи­нение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: