Термин «культура» — латинского происхождения, восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., a cuitor — это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец. Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное — воспитанность, просвещенность. Отсюда термин cuitor имеет еще одно значение — воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием. Общий контекст этой трансформации — человеческая ученость, образованность, для обозначения которых, как базовое, использовалось понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе теорийного настроя, умозрения (ratio) и специального воспитания (disciplina). Здесь римляне, как и в понимании целей воспитания гражданских и личных добродетелей, следовали за греками, признавая их цивилизующую роль в развитии человечества.
|
|
Греческая античность знаменует начало европейской культурной традиции. Именно грекам принадлежат базовые представления о культуре, которые используются до сих пор. Начнем с реконструкции историко-культурного контекста самого понятия «культура», примером которого выступал древнегреческий полис. Полис — это город со сравнительно небольшим числом жителей, но жители, составляющие ядро полиса, были его гражданами. Они подчинялись закона своего города, защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т.д.), т.е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура была одновременно «воспитанием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки при помощи понятия «пайдейя» (pals - ребенок).
Греческий термин «паидейя» включает как непосредственна воспитание, обучение, так и в более широком смысле — образование, образованность, просвещение, культуру. В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения, прочного овладения навыком, что у греков понимается как искусство («техне»),где эта связь становится особенно ясной, когда речь идет о «политике техне» — гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса.
|
|
Греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, выступающий целью культурного прогресса. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры». (В. Йегер)
Основные ценности греческой «пайдейи» выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры, что и составляет гуманитарную практику античной «пайдейи», определившей основное содержание культуры. Проблема состоит в том, что образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» — «номы» (законы). В этом и состояла цель культуры: развить в человеке способность суждений и эстетическое чувство, что и позволило ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Природа была главной, неотъемлемой частью космоса, который включал в себя также богов и людей. Античный человек не терял своего единства с природой, и чувство сопричастности ей перерастало в «любование космосом» (А. Ф. Лосев), в прямое соприкосновение с ней, в умозрение.
Независимый, самодовлеющий античный человек гордился своей силой, разумом и способностью жить «по природе» и «по установлению». Созерцая природный порядок, он развивал субъективный логос в слиянии с объективным, умножал свой разум. В суде, в народном собрании древний грек чувствовал себя в онтологической безопасности, поскольку полис гарантировал ему свободу, социальную защищенность и реализацию его честолюбивых устремлений. И гарантом стабильности и порядка были даже не законы (хотя на их защите стояли отеческие боги), а сам природный порядок, укоренившееся в сознании представление о рациональном, вечном, жизненном, а значит божественном порядке вещей. Из единства человека с природой вытекало возведение ее в трудно-постижимый, но не трансцендентальный абсолют, а жизнь «по природе» превращалась в этический идеал образования и культуры.