Реформация стала первым решительным выступлением поднимавшейся буржуазии против средневековых феодальных порядков. Через преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека она дала мощный толчок развитию новых, капиталистических отношений.
Изменения, происходившие в недрах позднефеодального общества — рост городов, развитие товарно-денежных отношений, торговых связей и коммуникаций, становление городской культуры и появление свободных от феодальной зависимости сословий, — все это подрывало основы феодализма.
Необходимость развития производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном от внешнего принуждения труде порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинстве. Интегральным выражением этих общественных потребностей становится идеология гуманизма эпохи Возрождения как «первая форма буржуазного просвещения» (Ф. Энгельс).
Однако созданная на ее основе культура носила элитарный характер, была достоянием узкого круга образованных горожан и не могла оказать действенного влияния на массовое сознание, чтобы способствовать победе нового общественного строя. Ведь духовную жизнь огромного большинства люден того времени определяла религия.
Однако господствующая римско-католическая церковь, несмотря на ее тысячелетний опыт духовного попечительства, авторитет в глазах масс верующих и силу светской власти, находящейся у нее в подчинении, была в принципе неспособна выразить в религиозной, доступной народу форме культуры исторические потребности прогрессивного развития. Ибо она сама была крупнейшим феодалом, погрязшим в борьбе за власть и богатство, в неприличной для истинного христианина роскоши и постоянном стремлении к наживе. Пережив эпоху высшего светского владычества, церковь не смогла устоять перед таким опасным искушением, как безграничная светская власть, что закономерно привело ее к внутреннему перерождению и нравственному разложению.
Именно внутреннее разложение католической церкви под воздействием развращающего влияния безраздельной власти и могущества сделало ее абсолютно неспособной возглавить прогрессивные преобразования и породило внутри нее самой мощный нравственный протест. Он выражал широкие общественные настроения, но для своей действенности нуждался в энергичном религиозном выражении, чем и стала Реформация.
Именно порожденные протестантской Реформацией ценностные установки и принципы мироустройства и организации жизни оказались чрезвычайно созвучны «духу капитализма» и явились важнейшим фактором становления современной западной цивилизации и культуры.
Протестантизм обрушился на претензии католической церкви опосредовать связь человека с Богом, в результате чего она фактически монополизировала волю и милость Божью, сделав их источником наживы для себя и постоянного сатанинского искушения для верующих, — например, торгуя индульгенциями (грамотами об отпущении грехов) и освобождая человека от необходимости внутреннего покаяния и очищения.
Протестантизм отверг саму скомпрометировавшую себя церковную иерархию во главе с Папой как «антихристово установление», искушающее и провоцирующее человека на плохие поступки, которые легко искупить внешним благочестием, участием в церковных таинствах и обрядах или, как поступают самые закоренелые грешники, покупкой отпущения грехов. Церковь по сути дела украла у бедного человека Бога и занялась спекулятивной продажей его милости — Бог «труждающихся и обремененных» превратился здесь в Бога богатых и самодовольных!
Вместо сложной иерархии, системы культов и обрядов, протестантизм настаивает на необходимости одной только личной веры, непосредственно связывающей человека с Богом, и собственного усилия, направленного на воплощение в мирских делах божественного промысла. Центральное место занимает положение «асе от Бога» и спасение одной только личной верой и божественной благодатью. Ибо если бы было иначе, если бы спасение не было бы только благодатью божьей и его можно было заслужить, это порождало бы самоуспокоенность и самодовольство, влекло человека к гордыне и отвращало от покаяния.
По сути дела протестантизм выдвинул новую нравственную установку для человека, сопроводив ее религиозным обоснованием, — жить с постоянной готовностью принять и перенести все трудности и испытания, ниспосланные человеку свыше и стремясь лишь к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере. Всегда сохранять в душе образ Божий, не сломиться и не упасть духом, а делать свое дело методично и хорошо вопреки всяким неблагоприятным обстоятельствам не для того, чтобы разбогатеть или преуспеть, а прежде всего потому, что это угодно Богу.
Ну, а если такое дело, без особой надежды на удачу, свободное от корыстных мотивов и лишь укрепляющее веру и возвышающее душу человека, вдруг оказывается действительно успешным — это является здесь явным знаком божественного благоволения и возможности спасения!
Систематический упорный труд, выполнение долга в рамках своей мирской профессии — высшая задача человека, и возможное материальное благополучие не является здесь целью, не должно служить для развлечений и разгульной жизни, а дает лишь чувство удовлетворения от собственного избранничества, выступает знаком собственной угодности Богу.
Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога, даже если сословие его низко, а должность еле приметна.
Тот же, кто трудится нерадиво, — чернь в глазах Творца, кем бы он ни был! Подлинная христианская вера трактуется тут как бескорыстное устремление к добру посредством усердного и тщательного выполнения своей обычной мирской работы, составляющих одну из взаимопригодных служб устроенного Богом миропорядка. При этом успешность человеческих занятий сама по себе безразлична для спасения, но поскольку отлично выполненная работа свидетельствует об упорстве и добросовестности работника, а стало быть, и прочности его веры, успешный результат может рассматриваться как внешняя примета спасения.
Этим протестантская Реформация заложила духовные основы нового типа работника и культуры труда, основанных на истовом, добросовестном исполнении работы как высшего долга, без которых оказывается невозможным никакое высокоэффективное производство.
Новое понимание религии как непосредственной связи человека с Богом, сильнейший удар по оплоту феодализма — католической церкви, ограничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, утверждение свободы совести как неотчуждаемого достояния личности, защита нравственной ценности труда и освящение деловой предприимчивости, выработка особой нравственной мотивации трудовой деятельности, — все это составляет важнейший вклад Реформации в становление раннебуржуазной культуры. Не провозглашая никакого социально-политического идеала, не требуя переделки общества, не совершая никаких научных открытий или достижений в области художественного творчества. Реформация изменила сознание человека, открыла ему новые духовные горизонты.
Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.
И уже через этого человека она оказала сильнейшее воздействие на развитие современной западной цивилизации и культуры со всеми их достижениями — эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим правовым государством, цивилизованным образом жизни и духовной культурой.