Эпоха Просвещения в Германии — важнейший этап в развитии мировой культуры вообще и в развитии немецкой культуры в частности. Эстетика немецкого Просвещения — начальный этап в развитии немецкой классической эстетики, которая представляет собой исключительно сложное и противоречивое явление. Ее развитие начинается с середины XVIII века и заканчивается вместе с разложением немецкой классической философии. Бросается в глаза резкое противоречие между политической и экономической отсталостью Германии и высоким полетом мысли, которая развивалась в этих жалких условиях.
В немецкой эстетике выступают материалисты (Георг Бюхнер, Фейербах), идеалисты (Фихте, Гегель), рационалисты. ( Баумгартен, Мендельсон), иррационалисты (Шопенгауэр), консерваторы (поздний Шеллинг). Такой причудливой картины не наблюдается ни во Франции, ни в Англии того времени. Что поразительно, немецкие теоретики, как правило, пытаются осмыслить проблемы не только в свете важнейших общественных проблем Германии, но и с точки зрения проблем мировой истории.
|
|
Социальное движение крестьян, ремесленников и городской бедноты во второй половине XVIII века приняло широкий размах, оно прежде всего послужило мощным толчком для развития прогрессивной общественной мысли в Германии.
Влияние Французской революции является мощным фактором развития общественной мысли Германии. Не случайно вся немецкая литература, философия и эстетика того времени являются в какой-то степени теоретическим рефлексом этой революции.
Поскольку в Германии проблема демократических преобразовании не была решена ни во второй половине XVII века, ни в начале XVIII века, то немцы не утратили интереса к идеологии Просвещения (как это произошло в Англии и Франции после революций). Немецкие писатели и философы могли опираться на теоретический опыт других народов, что составляло большое преимущество немцев. Наконец, к началу деятельности крупнейших немецких мыслителей накопился большой фактический материал в различных областях конкретного знания, что они тоже использовали.
Важнейшую роль в развитии немецкой эстетики сыграли: И. Винкельман, Г. Лессинг, Ф. Шиллер и И. Гете.
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) — выдающийся немецкий ученый, историк и теоретик искусства. Его первые теоретические работы заключали в себе идею обращения к греческому искусству как вершине свободной художественной мысли. Винкельман был человек, глубоко преданный демократическому идеалу. Этот идеал лежит в основе его знаменитой «Истории искусства древности» (1764).
В духе английских и французских просветителей, которых он хорошо знал, Винкельман рассматривал историю искусства в тесной связи с естественной средой и общественно-политическими условиями. Вместе с тем эта история представляет в его глазах связный органический процесс роста и увядания художественной культуры. Подъем искусства тесно связан с развитием народной свободы, его упадок — плод разложения общества, потери свободы, установления рабских порядков.
|
|
Классическое искусство греческой античности Винкельман ставил на недосягаемую вершину истории развития. Единственным правилом для художника является подражание произведениям античности.
Дело жизни Винкельмана, нашедшее себе главное выражение в его «Истории», было началом новой эпохи в развитии эстетической мысли, и без него нельзя себе представить дальнейших достижений Лессинга, Гердера, Гете и всей немецкой классической эстетики.
Готгольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) — великий немецкий мыслитель, публицист и критик. Лессинг приобрел литературное имя своими выступлениями против немецких подражателей французской эстетической моде, находившей себе покровителей среди многочисленных мелких государей Германии XVIII века. По своему общему направлению он — просветитель. Но от французских просветителей Лессинг отличался подчеркиванием национальной самобытности и большим историческим чутьем. Так, например, Лессинг защищал Шекспира от вольтеровской критики. Как в публицистических произведениях, так и в своем собственном творчестве он отвергал каноны французской классической трагедии в пользу реализма и демократического содержания.
Лессинг хотел создать свой немецкий национальный театр (в противовес «вненациональному театру классицизма»), но его попытки не увенчались успехом: он должен был признать, что «мы, немцы, еще не нация» («Гамбургская драматургия»).
В своем главном труде «Лаокоон» Лессинг приходит к выводу, что цель искусства — нравственное и идейное воспитание человека. Основным законом искусства является «истина и выражение». «Истина — потребность человеческого духа». Искусство действует на разум читателя, зрителя через его воображение. Идеи в искусстве облекаются в образы. Требования к произведениям искусства: ясность, простота, лаконичность. Лессинг установил типологические различия и границы видов искусства. Предпочтение Лессингом художественной литературы, особенно поэзии, изобразительным видам искусства отражало его просветительскую направленность, рационалистический характер его эстетики и в то же время соответствовало реальному соотношению видов искусства в конце XVIII века.
Фридрих Шиллер (1759-1805) — немецкий драматург, сыграл громадную роль в развитии немецкой эстетической мысли.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) — известен не только как гениальный поэт и критик, но и как великий мыслитель, ученый, художник и государственный деятель.
В эстетическом восприятии Гете подчеркивает первостепенное значение непосредственного естественного чувства. Это выражается в мысли о тождестве искусства и творений природы.
Интерпретация античности у Гете дается в духе Винкельмана: в ней он усматривает «благородную простоту и тихое величие». Шиллер тоже обращался к идеалам античности.
Политической платформой деятельности Гете и Шиллера в период их дружеского сотрудничества является идеал установления компромисса между бюргерством и феодальными элементами страны. Революционная борьба со старым миром отклоняется. Установление нового строя отодвигается в неопределенное будущее, вплоть до той поры, пока все люди через эстетическое воспитание станут достойными свободы. Это воспитание должно осуществиться путем гармонического развития личности, прообраз которого Гете и Шиллер видели в Древней Греции.