«Я рассказал врачу о том, что меня беспокоит. Потом он стал расспрашивать меня о моих родителях, потому что я немного вспыльчивый. Потом он завел разговор о каком-то сверх-Я и об идеале, который я сам себе создаю. Когда он меня спросил, ощущаю ли я воспитание репрессивным, я это еще как-то понял. Но потом мне уже не захотелось ломать голову над этой заумью, и вдруг было сказано, что я веду себя агрессивно. Я чуть не полез в бутылку. А еще у нас зашел разговор о «мельнице» (мы так называем тяжелый мотоцикл), я ему тогда с три короба порассказал о РЗ, но тут уж он ничего не понял. В отместку он мне наплел что-то про омнибусовые или омнипотенциальные чувства!» (школьник 18 лет, злоупотребление наркотиками, проблематика «отцов и детей»).
Иногда начинает казаться, что эта научная психотерапия ищет свое оправдание в труднодоступной манере выражаться. Это как раз импонирует тем, кто поклоняется психотерапии, видя в ней замену религии. Иногда возникает непреодолимая пропасть между психотерапевтом, который хочет предложить данные науки, и пациентом, который ждет от врача лечения.
За свое право на существование как самостоятельной науки борются не только аналитики, но и представители поведенческой терапии и глубинной психологии.
Толкование: «Теория и практика»
Особенно отличаются таким труднодоступным языком все те, кто, как специалисты, так и профаны, занимаются наукой о поведении. Интерес к собственному поведению заставляет обращаться к науке, а она, в свою очередь, учит рассматривать самого себя и свое партнерство с точки зрения уже известных теоретических концепций.
Было бы несправедливым приписывать эту тенденцию только психологии. Правда, психология дает объяснение и способы решения партнерских проблем, но «партнерство как наука» может в целях интерпретации воспользоваться помощью любой другой социальной дисциплины. Так, например, партнерство можно рассматривать как юридическую систему, можно описать его с помощью математических объективных данных, можно объяснить партнерские структуры отношений с помощью коммуникативной теории, можно также биологическую регулирующую и управляющую систему назвать «мотором» партнерства в зависимости от направленности мышления того, кто об этом рассуждает.
В деле воспитания детей «научные партнеры» создают особую атмосферу и придерживаются определенных правил.
«Ходячая энциклопедия». Мать относится к воспитанию своих детей как к исполнению долга, она воспитывает их по плану и по книгам, она педантична, но в ее отношении к детям не хватает естественного душевного тепла и любви.
«Отец-теоретик». Слова - это его конек, дела его не касаются. Он воспитывает в духе теории. Своеобразия ребенка он почти не замечает.
Широкое поле для создания всевозможных теорий предоставляет сексуальность. Любовь уже больше не тайна. Эта важная сфера человеческих отношений стала предметом систематических исследований. Пытаются постигнуть, в чем сущность любви, каковы ее разновидности, как протекают процессы коммуникации в связи с сексуальностью. Особый интерес привлекает к себе сексуальный акт.
Что происходит со мной и с моим партнером во время сексуального возбуждения? Как реагируют женщины, испытывая возбуждение, и как во время оргазма? Как ведет себя мужчина во время полового акта? Есть ли различия в поведении мужчин во время оргазма?
Такие вопросы направляют познавательный интерес «частной сексологии»: «До сих пор я спала с очень многими мужчинами, так что даже не могу их всех вспомнить. В моем дневнике их около 400. Каждый мне нравился чем-то особенно, и каждый прикасался ко мне по-своему. Бывали мужчины, у которых преждевременно все заканчивалось. Они были безутешны от этого, и мне приходилось их успокаивать. Другие были неутомимы. Иногда для меня это было уже слишком. Но в одном они были все одинаковы: они все хотели только одного» (38-летняя хозяйка магазина, обратилась к психотерапевту по поводу отвращения к сексу (сексуальной защиты), фригидности и вспышек агрессивности).