Символы

"Как растение порождает цветок душа создает свои символы". Карл Юнг.

По Юнгу, бессознательное выражает себя прежде всего в символах. Хотя ни один конкретный символ не может полностью представить архетип (который является формой без специфического содержания), чем ближе символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный, эмоционально заряженный ответ.

Юнга интересовали "естественные" символы, которые спонтанно порождаются индивидуальной душой, больше, чем образы и структуры, произвольно создаваемые в искусстве.

Кроме символов, находимых в снах и фантазиях индивидуумов, есть также важные коллективные символы, какими являются обычно религиозные образы, такие как крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское колесо жизни и пр.

Символические термины и образы часто репрезентируют пред вления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять. По Юнгу, знак замещает что-то другое; символ есть что-то само по себе – динамическое, живое нечто. Символ представляет психическую ситуацию индивидуума, он есть эта ситуация в данный момент. "То, что мы называем символом – это слово, имя или даже картина, которые могут быть известны в повседневной жизни, однако содержат нечто специфическое, дополнительное сверх условного обычного значения. Символ включает нечто смутное, неизвестное, или спрятанное от нас... Слово или образ, широкий "бессознательный аспект", который никогда не может быть более точно определен или более полно объяснен".

СНЫ

Сны – важное соединительное звено между сознательным и •бессознательными процессами. По сравнению с нашей жизнью, во сне сознательное мышление содержит гораздо менее сильные эмоции и меньше символического воображения. Символы сновидений обычно содержат так много психической энергии, что мы чувствуем себя вынужденными обращать на них внимание.

Для Юнга сновидения играют важную комплементарную (или компенсаторную) роль в душе. Они помогают уравновешивать разнообразные отвлекающие влияния, которым мы подвержены в сознательной жизни; такие влияния стремятся различным образом направлять наше мышление, часто неподходящим для нашей личности и индивидуальности. "Основная функция снов состоит в том, чтобы постараться восстановить наше психическое равновесие посредством создания материала сновидения, который определенным образом вновь устанавливает общий душевный баланс.

Юнг подходит к снам как к живой реальности, которая должна быть пережита и тщательно рассмотрена, чтобы ее понять. Он стремится обнаружить значение символов сновидения посредством пристального внимания к форме и содержанию сновидения; он постепенно отходит от психоаналитической опоры на свободные ассоциации в анализе снов. "Свободные ассоциации выведут наружу все мои комплексы, но едва ли – значение сна. Чтобы понять значение сна, я должен так близко, как возможно, придерживаться образов самого сна". В анализе Юнг постоянно возвращает пациентов к образам сна, спрашивая их, "что говорит сам сон?".

"Образ – сжатое выражение психической ситуации в целом, а не только, и даже не преимущественно, чистого и простого бессознательного содержания". Карл Юнг.

Поскольку сновидение содержит символы, которые имеют не одно значение, не может быть простой механической системы интерпретации снов. Любой анализ сновидения должен принимать во внимание положение, опыт и среду видевшего сон. Это совместное продвижение анализирующего и анализируемого. Интерпретации аналитика могут быть лишь предварительными гипотезами, пока они не приняты анализируемым и не почувствованы им значимыми.

Более важен, чем познавательное понимание сна, акт самого переживания материала сновидения и серьезное к нему отношение. Один аналитик-юнгианец указывает важность "дружеского" отношения к снам и восприятия их не как изолированные события, а как сообщения в продолжающихся бессознательных процессах. "Необходимо, чтобы бессознательное сообщило о своем направлении, и мы должны дать ему равное право голоса наряду с Эго, чтобы каждая из сторон могла приспособиться к другой. Если Эго слушает, и если бессознательное поощряемо в своем участии в диалоге, позиция бессознательного трансформируется из враждебной в дружественную, с несколько отличным, дополняющим взглядом на вещи". Дж.Сингер.

ЭГО

"Эго всегда требует объяснений, чтобы утвердить свое существование". Карл Юнг.

Эго – центр сознания и один из основных архетипов личности. Эго создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Оно стремится противостоять всему, что может угрожать этой хрупкой связности сознания и пытается убедить нас, что мы всегда должны сознательно планировать и анализировать наш опыт. Оно хочет уверить нас, что Эго – центральный элемент души в целом, и заставить нас игнорировать другую часть души, бессознательное.

По Юнгу душа поначалу состоит из одного лишь бессознательного. Эго возникает из бессознательного и собирает воедино различные переживания и воспоминания, создавая разделение между бессознательным и сознанием. В Эго нет бессознательных моментов, оно имеет только сознательное содержание, образованное из личного опыта.

"ПЕРСОНА"

Персона – это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает наши социальные роли, род одежды, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения. Термин "персона" – латинское слово, означающее маску – маску, которую они играли (русское – "личина"). Слово "личность" (person, personality) также имеет этот корень.

Персона имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Доминирующая персона может задушить индивидуальность; те, кто отождествляют себя со своей персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей и "фасада". Юнг называл также персону "архетипом конформности". Вместе с тем, персона не только негативна. Она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации. В греческой драме актеры смело надевали маски, ясно – хотя и несколько стереотипно – сообщая публике о характере и положении роли, которую играет каждый актер. Когда мы начинаем действовать определенным образом, играть определенную роль, наше Эго постепенно меняет направление.

Символы, обычно употребляемые для персоны, включают то, чем мы обычно прикрываем себя (одежда, вуали, покрывала), символы рода занятий (орудия труда, портфель, и пр.), символы статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы встречаются в снах как представители персоны. Например, человек с очень сильной персоной может появиться во сне чрезмерно одетым, или сжимаемым одеждой. Человек со слабой персоной может появиться во сне голым. Возможное выражение чрезвычайно неадекватной персоны – отсутствии кожи.

ТЕНЬ

Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Чем сильнее персона, и чем больше мы с ней отождествляемся, тем более мы отрицаем другие части себя. Тень представляет то, что мы считаем низшим в нашей личности, то, что мы отрицали в себе и чему не дали развиться. В снах тень часто появляется как животное, карлик, как бродяга или иная фигура, наделенная более низким статусом.

В своей работе над вытеснением и неврозами Фрейд фокусировался прежде всего на том, что Юнг называет тенью. Юнг обнаружил, что вытесняемый материал организуется и структурируется вокруг тени, которая становится в некотором смысле негативной самостью, тенью Эго. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная или отталкивающая фигура, поскольку содержание тени насильно вытеснено из сознания и является антагонистичным сознательным взглядам. Если материал тени вновь допускается в сознание, он в значительной степени теряет свою пугающую, темную природу.

"Как я могу обладать прочностью, не отбрасывая тени. Я должен иметь и теневую сторону, если я хочу быть целым, сознавая свою тень, я еще не вспомню, что я человеческое существо, как всякий другой". Карл Юнг.

Тень опаснее всего, если ее не признавать. Тогда индивидуум проецирует свои нежелательные качества на других или оказывается во власти тени, не сознавая этого". Чем более материал тени сознается, тем менее он может властвовать. Но тень – составная часть нашей природы, ее нельзя просто ликвидировать. Человек без тени не может быть полным индивидуумом, это двумерная карикатура, отрицающая смешение добра и зла и амбивалентность, всем нам присущую.

Каждая вытесняемая частица тени представляет часть нас самих. В той степени, в какой мы оставляем этот материал неосознанным, мы ограничиваем себя. Если тень становится более сознаваемой, мы возвращаем себе ранее вытеснявшиеся части нас самих. Тень также не есть просто негативная сила в душе. Это хранилище значительного количества инстинктивной энергии, спонтанности, жизненности, значительный источник нашего творчества. Как все архетипы, тень укорена в коллективном бессознательном, и она может обеспечить индивидууму доступ к значительному бессознательному материалу, который отвергается Эго и персоной.

Как раз в тот момент, когда мы думаем, что понимаем ее, она проявляется в другой форме. Тень с нами всю жизнь, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим.

Следующий отрывок из одного юнговского письма дает ясную иллюстрацию того, как Юнг подходил к тени и к бессознательному вообще: "Это трудный и важный вопрос - то, что вы называете техникой обращения с тенью. Фактически нет вообще никакой техники, в том смысле, в каком техника означает наличие известного или даже предписываемого способа обращения с известной трудностью или заданием. Это скорее похоже на дипломатию или государственную политику. Нет же, например, определенной техники, чтобы примирить две политические партии, враждующие друг с другом. Это может быть вопросом доброй воли, дипломатической хитростью, гражданской войной или чем-то еще. Если здесь вообще можно говорить о технике, она состоит в отношении. Прежде всего нужно всерьез принять существование тени. Во-вторых, нужно знать о ее качествах и намерениях. В-третьих, неизбежны длительные и трудные переговоры...

Никто не может знать, каким будет конечный итог этих переговоров. Можно только предполагать, что в результате внимательного сотрудничества сама проблема изменяется. Часто намерения, которые кажутся совершенно невозможными, – это только угрозы, которыми тень пугает нас из-за нежелания части Эго серьезно принимать тень во внимание. Такие угрозы обычно уменьшаются, когда встречают серьезное отношение. Пары противоположностей обладают естественной тенденцией встретиться посередине, но эта середина – никогда не компромисс, выдуманный интеллектом, и навязываемый враждующим партиям. Скорее это – результат конфликта, который нужно выстрадать. Такие конфликты не разрешаются интеллектуальным трюком или выдумкой; их нужно прожить. В действительности нужно подогревать такие конфликты, пока они не достигнут полного размаха, так что противоположности могут медленно сплавиться друг с другом. Это своего рода алхимическая процедура, а не рациональный выбор или решение. Страдание входит в это неизбежной составной частью.

Реальное решение может быть достигнуто только посредством страдания. Страдание показывает, до какой степени мы невыносимы для самих себя. "Примирись с врагом своим" – внешним и внутренним! Вот в чем проблема. Такое примирение не унизит ни тебя, ни твоего врага. Я полагаю, что правильную формулу нелегко найти, но если это удается – вы становитесь целостным, а это, я думаю, и есть смысл человеческой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: