Отношения

В соответствии с различными видами деятельности складываются отно­шения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности ре­лигиозные Индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности, связи. В них возможен субъективно полагаемый религи­озный смысл, однако по объективному содержанию они внерелигиозны.

Свойства

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным созна­нием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности, их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

Они имеют субъективный план, план сознания, которое полагает опре­деленные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизи­рованным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Первое от­ношение развертывается в плане сознания, однако с необходимостью, прояв­ляется и в реальных человеческих связях, например, мирянин - священно­служитель. Контакты среди верующих, хотя и имеют отнесенность к указан­ным существам, свойствам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и вы­ражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с подобными схемами пред­ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства — подчинения (Господь и раб Господень), государственно-право­вые структуры (Бог - Царь Небесный, Папа — монарх, каноническое право), судопроизводство (суд над Христом, Бог - судья, грешники - судимые, Суд­ный день), семейные отношения (Бог - Отец, Бог - Сын, брат, сестра). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу всем религиозным отношениям придается моральное значение.

Имеются различные символические посредники, благодаря которым фиксируются соответствующие способы религиозных отношений: 1) пред­меты неживой и живой природы — икона, крест, распятие, ступа, черный ка­мень, корова, крокодил, голубь и т. п. — тогда религиозные отношения при­нимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц — служи­тель культа, глава религиозной организации, функционер общины, облада­тель “дара” и другие — в этом случае осуществляется персонификация вза­имных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д. - это идеализиро-ванная, об­разная форма опосредования (“И сказал Иисус:...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” Мф. 18:20); 4) язык — отдельные слова и целые предложения, содержа-щие наставление о том, с кем и как надо об­щаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Таким обра­зом, все символические посредники являются знаками, которые “прочиты­ваются” индивидами в религиозных отношениях.

Виды

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной дея­тельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи обмениваются ин­формацией, проводят богословские собеседования. Религиозный педагогиче­ский процесс предполагает наличие связей “учитель - ученик”, “ректор - пе­дагогический коллектив”, определенных взаимоотношений между слушате­лями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осущест­вляются посредством информационных отношений, механизмов наставле­ния, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия по горизонтали) и субординации (соподчине­ния по вертикали), действуют отношения властвования.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным суще­ствам, атрибутизированным свойствам и связям. Эти отношения, разверты­ваясь в сфере сознания, обнаруживаются и между людьми. Во время отправ­ления культа складываются отношения евхаристического единения, испове­дальности, обрядовости, проповедничества и т. д. Ведущий богослужение или обряд играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками и отношений рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например, включает жениха и не­весту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь крестного сына или дочери с крестными роди­телями.

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть семья, профессиональная группа, сословие, класс, госу­дарство, этнос или их части, т. е. такие социальные ц политические объеди­нения, представители которых относят себя к одному, общему вероисповеда­нию. Особенно большую роль в сохранений и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному при­знаку, — варна брахманов в древнеиндийском обществе, общественная группа жрецов в древних рабовладельческих государствах, сословие духо­венства в средневековых феодальных монархиях и т. д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институтов, субгрупп, субинститутов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений.

Религиозные отношения могут иметь разный характер — солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при мирном со­существовании, как правило наличествует представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: