Место, функции и роль религии в обществе

Место

Социология изучает религию не как замкнутую систему, анализируются также и ее социальные связи.

Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития об­щества. Это отражается в ряде понятий: “сакрализация”, “секуляризация”, “религиозный плюрализм” и др. Сакрализация (лат. sacer — священный) мо­жет быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкциони­рования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и инсти­тутов. Подобный процесс связан с ростом влияния религии на общественную систему в целом и отдельные ее подсистемы, расширением поля действия функций религии в обществе. Секуляризация (позднелат. secularis — мир­ской, светский) представляет собой освобождение и от влияния религии, вы­ражается в сужении круга выполняемых ею функций; переходе ряда из них другим социальным институтам; отчуждении церковной собственности в пользу государства или иных учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятии образова­ния из ведения церкви; развитии светского искусства, морали и т. д. Религи­озный плюрализм (лат. plurimus — множественный, многочисленный) озна­чает поликонфессиональный характер религиозности этносов, социальны групп, подданных одного государства.

Различные типы цивилизаций и цивилизационного развития их диахрон­ные и синхронные взаимосвязи оказали и оказывают влияние на направлен­ность религиозных процессов. Различают три типа цивилизаций и цивилиза­ционного развития.

Традиционный тип, характерный для прошлых исторических эпох, на­шел выражение в Древней Индии, Китае, в европеист христианской цивили­зации, представлен в ряде регионов, государств и в XX в. Традиционные об­щества и структуры тяготе: к устойчивости и стагнации; в них не сформиро­валась суверенная личность, человек включен в целое (племя, клан, патриар­хальную, соседскую, земледельческую общину, сословие, касту и т. д.). Дея­тельность не понимается как креативный процесс, идея прогресса не разрабо­тана, время считается циклическим, “золотой век” отодвинут в прошлое, об­разы предков выступают в честве ориентиров при построении матриц пове­дения и взаимоотношений ныне живущих.

Техногенный тип, положивший начало западной цивилизации появля­ется в эпоху Просвещения в XVII-XVIII вв. в Европе и включает синтез ан­тичной и христианской культур. Техногеная цивилизация динамична, лич­ность освобождается от свойственных традиционным обществам уз, глав­ными антистагнационным факторами становятся естественные науки, а затем — научнотех-ническая революция. Деятельность осознается как творчество целью господства над объектом, обосновывается идея общественного про­гресса, время мыслится устремленным в будущее, а “золотой век” — пред­стоящим. Утверждаются принципы классической рациональности, пропове­дуются идеалы гуманности, образованности, индивидуализма, либерализма, равенства всех людей перед законом. Но уже в XIX в. обнаружились некото­рые разрушительные последствия индустриального типа развития, и на За­паде начинается отход от взглядов Просвещения. В XX в., особенно во вто­рой его половине, техногенная цивилизация поставила человечество на грань катастрофы. На исходе XX в. различные слои общества в значительной мере утратили оптимистические ожидания благоприятных результатов дальней­шего развития техногенной цивилизации. Понятие прогресса поставлено под сомнение, усиливаются иррационалистические тенденции и т. д.

Посттехногенный тип наступления, которого ожидают в XXI в., обсуж­дается ныне в порядке прогноза (могущего оказаться утопией). Контуры этой глобальной цивилизации прописываются не вполне отчетливо, обычно ее именуют путем устойчивого развития. Общество перейдет от индустриаль­ных к постиндустриальным технологиям. Вслед за классической и некласси­ческой рациональностью оформится постнеклассическая: в функционирова­ние синергетических систем имманентно включится человеческая деятель­ность; сформируется научный этос, в научном поиске будут интегрироваться средства и результаты познания с ценностями. В едином технологическом процессе соединятся природопользование, сохранение и воспроизводство природной среды; совершенствование транспортных и информационных систем обусловит деурбанизацию сферы обитания человека. Произойдет принципиальный поворот образования и воспитания в сторону гуманизации. Научная рациональность в разных своих типах, находящая выражение в реф­лексирующем менталитете, соединится с идеями свободы, общественного со­гласия и демократии.

Традиционный тип развития обусловливал и обусловливает устойчи­вость религиозных структур, тенденцию к сакрализации, сохранению моно­конфессиональности этносов, социальных групп, подданных данного госу­дарства, монополии той или иной религиозной системы. Становление и раз­витие техногенной цивилизации, индустриальных обществ оказывает на ре­лигию противоречивое влияние: с одной стороны, развертывается процесс секуляризации, совершается переход от религиозной монополии к религиоз­ному плюрализму; с другой - секуляризация может затормаживаться и уси­ливаться тенденция к сакрализации, когда религия начинает активнее пре­тендовать на ведущую роль и некогда “расколдованные” области бытия вновь “околдовываются" фетишзируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: