В центре религиозной доктрины иудаизма лежит идея богоизбранности еврейского народа. Т.е. евреи – это избранный Богом народ. Возникает вопрос: а для чего Бог особо избирает себе народ? И почему именно евреев, а не египтян, японцев или какой-либо другой народ? Священное писание так повествует об этом.
С момента сотворения богом мира и человека прошло много времени. Среди всех народов, населявших землю к началу II тыс. до н.э. не было ни одного, который был бы чист и безгрешен. Да и вообще, той первоначальной чистоты человека, которой были исполнены Адам и Ева в раю до грехопадения, нелепо было ожидать от их потомков. Человечество погрязло не только в грехах войн, насилия, гордыни и похоти, но и в грехе ложной веры: многие народы, исповедующие языческое многобожие и идолопоклонство, по мнению правоверных иудеев, также огорчали Бога.
Иначе говоря, Бог не видел ни одного народа, на который он мог бы возложить особую миссию, которую этот народ исполнял бы на протяжении всей дальнейшей истории человечества. Эта миссия должна была заключаться в абсолютной верности и преданности истинному Богу, как залог будущего спасения.
|
|
Не находя такой народ на Земле, Бог решает его создать. Создать из одного человека, как если бы мы вырастили целый фруктовый сад из семени одного дерева.
Выбор Бога пал на немолодого уже пастуха, арамея (арамеи – выходцы из Аравии, проживавшие во II тыс. до н. э. в северной Месопотамии) по национальности (евреев тогда еще просто не было!), родом из города Ур, что в северной Месопотамии, по имени Аврам. Почему именно на Аврама пал выбор Бога? Священная история повествует, что Аврам отличался от своих соплеменников тем, что самостоятельно пришел к выводу, что может быть только один Бог, который является Единым, Вечным и Вездесущим.
Y Предание сохранило такую легенду. Однажды, взглянув на звезду в ночном небе, и поразившись ее красоте, Аврам воскликнул: «Вот мой Бог!». Но взошла Луна и затмила своим сиянием звезду. Тогда Аврам назвал Луну своим Богом. Когда же взошло Солнце, и не стало Луны, Аврам поклонился Солнцу. Но вечером и Солнце пропало с неба. И тогда Аврам понял, что ничто видимое в мире не является Богом и не может быть объектом поклонения. Если обожествить предметы, то они столкнуться между собой в вопросе о первенстве и могуществе. А на самом деле в мире наверняка есть нечто более важное – единство законов жизни, один общий и главный Смысл.
Именно Авраму и открывается Бог, ему адресует свое волеизъявление: «…ты будешь отцом многих народов» (Быт. 17.4 – 5). А надо сказать, что Аврам был бездетным. Затем Бог обещает Авраму, что если он будет верен ему во всем и до конца, то потомки Аврама, воспитанные в таком же духе верности и преданности, будут благословлены Богом, будут Богом избраны. В знак того, что Аврам является избранным Богом человеком, Бог повелел ему называться Авраамом. Сегодня Авраама считают своим родоначальником два народа – евреи и арабы. Кроме того, для иудаизма, христианства и ислама Авраам является одним из наиболее почитаемых пророков.