Качество рекламного текста (РТ) — это совокупность свойств РТ, которые (рис. 3.5):
• отвечают предъявляемым законодательством РФ требованиям;
• соответствуют общепринятым правилам и нормам формирования РТ;
• удовлетворяют конкретные или предполагаемые потребности и инте
ресы потребителей (рекламодателей и целевой аудитории населения).
Не выполнены |
Требования к тексту (законодательные) |
Не выполнены |
Требования к тексту (профессиональные) |
Не удовлетворены |
Потребности и интересы рекламодателей |
Удовлетворены |
Не удовлетворены |
Потребности и интересы целевой аудитории населения |
Удовлетворены |
Рис. 3.5. Общая схема требований, предъявляемых к качеству рекламного текста |
Требования реализуются в достижении конкретных значений показателей, характеризующих рекламный текст. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ведет к ухудшению качества текста в целом. «Любое рекламное послание обязано быть юридически безупречным, благопристойным, честным и правильным» — написано в Международном кодексе рекламной практики.
|
|
Законодательные требования изложены в текстах законов РФ и приведены в приложении.
Профессиональные требования касаются: структуры композиции и содержания рекламного текста.
Структура композиты текста может иметь полный (рис. 3.6) или упрощенный (рис 3.7) вид.
Рис. 3.6. Полный вид структуры композиции текстовой рекламы – слоган: краткий рекламный лозунг, призыв, афоризм, заюловок; зачин: небольшой текст, раскрывающий основную мысль слогана; предмет рекламы: информирующий и аргументирующий текст
(основной текст); I справка: адрес, контактные средства связи, условие поставки и т.д.
Рис. 3.7. Варианты построения упрощенного вида структуры композиции
Первый вариант упрощеннного вида структуры композиции имеет самый короткий текст. Он эффективен в случае рекламирования продукции широко известной компании или модификации широко известной продукции. Обычно в слогане используются характерные слова, связанные с зачином и предметом рекламы, а в справке — наименование широко известного адреса.
Второй и третий вариант структуры композиции также являются экономными в части размещения текста. Эти варианты используют стилистические и логические приемы эффективного воздействия текста на человека.
Потребности и интересы рекламодателей и целевой аудитории населения должны заранее учитываться на всех стадиях производства рекламы.
Показатели качества текста приведены по справочным описаниям к Microsoft Office 2000, материалам Интернет-сайтов и собственных исследований автора. Из большого набора показателей, влияющих на качество Рекламного текста, приводим, на наш взгляд, наиболее важные. К их чис лу относятся: благозвучие, грамотность, графическое обрамление текста, Использование стилистических приемов, количество знаков в одной стро-;- легкость чтения, логичность текста, уровень образования, число
|
|
сложных фраз, мотив личной выгоды, соотношение шрифта текста и расстояния просмотра, эмоциональная приподнятость, научный подход.
Благозвучие (0 — 100%). Данный показатель указывает на удобочитаемость текста с фонетической точки зрения. Показатель рассчитывается как отношение количества шипящих и свистящих согласных к общему количеству букв текста. Рекомендуемый диапазон значений — от 0 до 15%.
Грамотность — характеризуется количеством орфографических и синтаксических ошибок на 10 тыс. печатных знаков. Рекомендуемое значение — 0 ошибок.
Графическое обрамление текста. Это прием использования графических фигур обрамления для усиления влияния текста. Обычно используются: квадрат, прямоугольник, круг, эллипс, треугольник.
• Текст, находящийся в квадрате или круге, вызывает у человека ощу
щение уверенности в приведенном материале текста.
• Эллипс формирует у человека ассоциативное мышление по поводу
материала, приведенного в тексте.
• Текст внутри треугольника, поставленного на одну из его вершин,
стимулирует действия.
Рекомендуемый диапазон использования — одно обрамление. Использование стилистических приемов. К ним относятся приемы создания художественной выразительности текста. В данной работе рассматриваются семь важнейших приемов, в т. ч.: антитеза, градация, парцелляция, побуждение, риторическое обращение или вопрос, сегментирование, умолчание.
• антитеза — использование противоположных понятий;
• градация — порядок расположения слов, при котором каждое после
дующее содержит усиливающие (реже — уменьшающиеся) значения;
• парцелляция — создание набора коротких предложений, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких фразах, следующих одна за другой после разделительной паузы;
• побудительные конструкции — формирование текстов с призыва
ми, приглашениями, советами, разъяснениями, убеждениями;
• риторическое обращение или вопрос — это прием гарантированно
го получения желаемой реакции или ответа;
• сегментированная конструкция — прием постепенного раскрытия
сути рекламируемой идеи или продукции — (возбуждение интереса);
• умолчание — прием для обращения к интеллекту или опыту целевой
аудитории людей.
Рекомендуемый диапазон использования 3 — 4 приема.
Количество знаков с одной строке. Диапазон от 0 до 80. Рекомендуемое значение от 20 до 30.
Легкость чтения. Данный показатель основан на индексе легкости чтения Флеша (Flesch Reading Ease). Показатель подсчитывается по
среднему числу слогов в слове и слов в предложении и варьируется от О до 10. Чем меньше слогов и слов в предложении, тем легче прочесть текст и тем большему числу читателей он будет понятен. Рекомендуемый интервал значений для обычного текста — от 6 до 7.
Логичность текста. Система построения доказательств или опровержений в тексте для целевой аудитории людей. Основоположником логики считается Аристотель (384-322 до н. э. — др.-греч. философ и ученый). Определяется способностью перехода от суждений-посылок к суждениям-следствиям текста доказать или опровергнуть рекламируемую идею или товар. Подсчет показателя делается на основе опроса участников фокус-группы. Значение показателя варьируется от 20 до 100%. Рекомендуемое значение 80-90%.
Уровень образования (1—20). Этот показатель основан на образовательном индексе Флеша-Кинсайда (Flesch- Kincaid Grade Level) и показывает, каким уровнем образования должен обладать читатель проверяемого документа. Подсчет показателя делается на основе вычисления среднего числа слогов в слове и слов в предложении. Значение показателя варьируется от 0 до 20. Значения от 0 до 10 означают число классов школы, оконченных читателем. Следующие пять значений — от 11 до 15 соответствуют курсам высшего учебного заведения. Высшие пять значений относятся к сложным научным текстам. Рекомендуемый диапазон значений этого показателя — от 8 до 10.
|
|
Число сложных фраз (0—100%). Этот показатель показывает в процентах, какое количество сложных фраз содержится в проверенном тексте. Сложными считаются фразы с относительно большим количеством знаков препинания, перегруженные союзами, местоимениями, прилагательными и так далее. Нормальным количеством сложных фраз можно считать 10-20 %.
Соотношение шрифта текста и расстояния просмотра. Показатель определяет различимость и удобочитаемость текста. Рекомендуются следующие сочетания между расстоянием просмотра (Р) и размером шрифта текста (Ш) (табл. 3.2):
Таблица 3.2. Рекомендуемые значения параметров просмотра текста
Расстояние | 1 м | Зм | 5 м | Юм | 15м | 25м |
Шрифт | 7 мм | 14мм | 25 мм | 40мм | 70 мм | 200мм |
Мотив личной выгоды. Включает потребности и интересы конкретного человека целевой аудитории. Подсчет показателя делается **а основе опроса участников фокус-группы. Значение показателя варьируется от 1 до 20 потребностей и интересов. Рекомендуемое значение 4-5.
Эмоциональная приподнятость. Определяется оптимизмом и занимательностью текста. Подсчет показателя осуществляется на основе опроса участников фокус-группы. Значение показателя варьируется от 0 до 100% человек. Рекомендуемое значение 70 — 80%.
Научный подход. Включает оригинальность, объективность, остроумие и новизну текста рекламы. Подсчет показателя осуществляется на основе опроса участников фокус-группы. Значение показателя варьируется от 0 до 100% человек. Рекомендуемое значение 50 — 60%.
|
|
Качество текста по перечисленным показателям определяется величиной отклонений от рекомендуемых значений. В табл. 3.3 даны ориентировочные значения качества ряда параметров.
Таблица 3.3. Значения качества в зависимости от значений показателей
Наименование показателя | Значения показателя | Значение качества |
Благозвучие | 0—15% | 1,0 ' |
16 — 20% | 0,8 | |
21-25% | 0,6 | |
Грамотность | 0 ошибок | 1,0 |
2 ошибки | 0,8 | |
5 и более ошибок | 0,6 | |
Графическое обрамление текста | 1 гр. фигура | 1,0 |
2 и более гр. фигур | 0,9 | |
Нет гр. фигур | 0,8 | |
Использование стилистических приемов | 3 — 4 приема | 1,0 |
Более 5 приемов | 0,9 | |
Менее 2 приемов | 0,8 | |
Легкость чтения | 6 — 7 слов | 1.0 |
Свыше 8 слов | 0,9 | |
Менее 5 слов | 0,8 | |
Логичность текста | 80 — 90% | 1,0 |
Свыше 90% | 0,9 | |
Ниже 70% | 0,8 | |
Уровень образования | 8-10 | 1,0 |
Свыше 11 | 0,9 | |
Ниже? | 0,8 | |
Число сложных фраз | 10 — 20% | 1,0 _ |
30 - 50% | 0,9 | |
10 — 20% | 0,8 | |
Мотив личной выгоды | 4 — 5 потребностей и интересов | 1,0 |
Свыше 6 | 0,9 | |
Менее 2 | 0,8 |
Продолжение
Эмоциональная приподнятость | 70 - 80% | 1.0 |
40 - 60% | 0.9 | |
Свыше 90% | 0.8 | |
Научный подход | 50 - 60% | 1.0 |
Свыше 70% | 0.9 | |
Менее 40% | 0.8 |
Рассмотрим пример рекламного текста с анализом структуры композиции и качества некоторых значений показателей.
Текст. «Международный институт «Интерменеджмент. Некоммерческое учебное заведение. Обучение платное. Лицензия № ХХ-ХХХХ. Продолжает набор слушателей на факультеты:
• ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
• ЮРИДИЧЕСКИЙ
• ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
• ДИЗАЙНА
• ЖУРНАЛИСТИКИ
• РЕКЛАМНОГО БИЗНЕСА
• АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И РЕЖИССУРЫ
• ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА (КИНО И ТВ)
• ИНЖЕНЕРНО-АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ
• ИНФОРМАТИКИ И СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
• ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Все факультеты с углубленным изучением пяти европейских языков и компьютера. Прием проводится по факту оплаты. По окончании выдается диплом бакалавра или магистра по американской системе образования международного и государственного образца с правом открытия собственного дела и преподавания, с трудоустройством.
Адрес:........................................................................................»>
Анализ качества текста,
А. Структура композиции текста имеет следующий вид:
Предмет рекламы | Справка | |
Данный вид структуры не предусмотрен рассмотренными вариантами. Таким образом, качество структуры композиции текста невелико. Учитывая, что наименование компании (Международный институт «Интерменеджмент») не является широко известным, то для рекламного текста необходимо использовать полный вид структуры композиции, состоящей из четырех блоков: слогана, зачина, предмета рекламы и справки.
Б. Значение качества текста рассмотрим на значениях пяти показателей:
Наименование показателя | Значения показателя | Значение качества |
Грамотность | 0 ошибок | 1,0 |
Графическое обрамление текста | Нет гр. фигур | 0,8 |
Использование стилистических приемов | Менее 2-х приемов | 0,8 |
Легкость чтения | Свыше 8 слов | 0,9 |
Логичность текста | Свыше 90% | 0,9 |
Данные показатели находятся в последовательном расположении. Поэтому общее значение качества, только по приведенным показателям (при одинаковом приоритете равном 1), будет равно произведению значений всех качеств.
Общее значение качества равно 0,52. Это довольно низкий результат.
Резюме
К рекламным технологиям относятся:
• Рекламно оформительские материалы.
• Оборудование для издательской деятельности и оперативной печати.
• Полноцветная электронная печать.
• Допечатные, печатные и послепечатные технологии, фотонаборные
автоматы.
• Фотостудии, Дизайн-бюро.
К организации рекламных кампаний относятся:
• Функции и значение рекламного агента.
• Рекламная кампания в сети Интернет.
• Выставки, презентации.
• Законы и принципы организации деятельности.
• Разработка бюджета и планирование рекламной кампании.
• Методы контакта с потенциальными покупателями.
К рекламной мультимедии относятся:
• Реклама в прессе.
• Реклама на транспорте.
• Наружная реклама.
• Радио- и телевизионная реклама.
• Кинореклама.
• Реклама в промышленности и торговли.
• Сувенирная реклама.
К системе управления агентством относятся:
• Элементы систем управления организацией.
• Квалификация специалистов.
• Характер условий для работы специалистов.
• Система повышения квалификации.
• Обмен передовым опытом.
• Сертификация специалистов и продукции.
Для оценки качества продукции используют критерии. Ими являются наиболее важные показатели. Критерий может быть единичным и комплексным. Единичный — относится к конкретному показателю объекта. Комплексный критерий качества относится к группе показателей объекта. Он отражает какой-либо самостоятельный набор показателей объекта. Обобщенный критерий качества отражает наиболее существенные показателей объекта, по которым судят о качестве объекта в целом. Так, для рекламы в Интернете имеются следующие критерии качества:
• глубина интереса, оцениваемая по количеству просмотренных страниц, времени, проведенном на сервере, маршрутам по серверу, по-
вторным посещениям;
• характер интереса — по перечню заинтересовавших пользователя
страниц или разделов рекламы;
• величина активности — по заполнению анкет, осуществлению покупок (с фиксацией сумм), отправки заявок;
• активность географических регионов — по географическому расположению посетителей;
• соотношение между количеством просмотра сайтов и количеством
посетителей, сделавших заказ.
Управление качеством рекламных технологий должно осуществлялся в следующей последовательности этапов:
Составление перечня необходимой технологии и составляющих ее элементов.
· Проведение анализа маркетинг-предложений аналогичной технологии.
· Документальное оформление результатов экспертизы. Приобретение необходимого оборудования.
I Осуществление мониторинга установленного оборудования и далее по циклу, начиная с первого этапа.
Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системой. Они являются составной частью управленческой технологии организации. Для управления качеством рекламы важное значение имеют принципы организации организаций и организации людей. Термин «мультимедиа» означает множественность (мульти) средств Форм представления (медиа). Рекламная мультимедиа — это многообразные виды рекламы, представленные в различных средствах массовой информации.
Сама реклама включает две основные составляющие: технократическую и творческую часть. Технократическая часть представляет собой рекламную информацию (тексты, изображения, звук), сформированную на основе типовых алгоритмов и наборов. Творческая часть (креатив) выступает как «ноу-хау» (изобретение, озарение и интуиция) разработчика.
Качество рекламной мультимедии — это уровень соответствия (достижения или опережения) значений реальных параметров, предъявляемым критериям (требованиям). Требования могут носить разрешительный и запретительный характер. Требования к творческой части рекламной мультимедии носят в большей мере субъективный характер. Они основаны на эмоциях, гармонии элементов, красоте, оригинальности, ассоциативности человека.
Качество рекламного текста (РК) — это совокупность свойств РК, которые:
• отвечают предъявляемым законодательством РФ требованиям;
• соответствуют общепринятым правилам и нормам формирования РК;
• удовлетворяют конкретные или предполагаемые потребности и интересы потребителей (рекламодателей и целевой аудитории населения).
Структура композиции текста может иметь полный или упрощенный вид. Полный вид имеет следующее содержание:
• слоган: краткий рекламный лозунг, призыв, афоризм, заголовок;
• зачин: небольшой текст, раскрывающий основную мысль слогана;
• предмет рекламы: информирующий и аргументирующий текст (ос
новной текст);
• справка: адрес, контактные средства связи, условие поставки и т.д.
К числу показателей качества относятся: благозвучие, грамотность, графическое обрамление текста, использование стилистических приемов, лег
кость чтения, логичность текста, уровень образования, число сложных фраз,
мотив личной выгоды, эмоциональная приподнятость, научный подход.
Контрольные вопросы
1. Какие основные элементы составляют рекламные технологии?
2. Из каких основных элементов состоят рекламные кампании?
3. Что включает рекламная мультимедиа?
4. Какие основные элементы составляют систему управления компанией?
5. Каков состав единичных, комплексных и обобщенных критериев
оценки качества продукции?
6. Какие этапы включает система управления качеством рекламных технологий?
7. Назовите основные принципы организации организаций.
8. Назовите основные принципы организации людей.
9. Как определяется качество рекламной мультимедии?
10. Как определяется качество рекламного текста?