Активизирующие методы

Методы психологической активизации хорошо подходят для созда­ния концепции рекламы и рекламных кампаний. К ним относятся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Дан­ные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека. Подсознание (по З.Фрейду) не является цент­ром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смыс­ловых процессов.

О Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данно­го метода состоят в следующем:

А. Технологическая часть:

• формулируются 1 -2 зависимые друг от друга задачи;

• определяется суть одной или нескольких проблем по данным задачам;

• определяется возможность вхождения одной проблемы в другую;

• выслушиваются варианты разрешения проблем;

• формируется наиболее приемлемое решение.
Б. Организационная часть:

• запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки;

• число участников в диапазоне 4—12;

• время обсуждения ограничивается 30-50 минутами;

• ведется запись всех предложений, в т. ч. и абсурдных;

• при необходимости проводятся новые обсуждения поставленных
задач через 2—3 дня.

Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям.

Распространен также метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, для того чтобы получить доступ человека к давно забытой Или частично запомненной информации. В памяти человека имеется




довольно большой массив информации, находящийся в различной форме готовности к выдаче. Кроме того, в клетках ДНК находится колоссальная информация, которой владели наши предки. Мы, к сожалению, не можем воспользоваться всей этой базой данных, однако кое-что можно получить с помощью психологов, гипнотизеров и других специалистов. Подсозна­ние является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составле­нии руководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли сформировать новый подход к решению рассматриваемых проблем.

В качестве примера приведем набор активизирующих вопросов для

данного метода:

• Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?

• Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?

• Можно ли сделать продукт или работу более легкими?

• Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?

• Можно ли сделать это более приятным?

• Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?

• Можно ли сделать это более безопасным?

• Можно ли сделать это более полезным?

• Можно ли сделать это более удобным?

• Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

• Можно ли сделать это более надежным?

Основная масса решений готовится и реализуется на уровне обыден­ного профессионального мышления. Для этого процесса они используют обычный объем информации, обычную процедуру ее обработки и обыч­ную методику обсуждения. И все получается довольно неплохо. Однако имеются случаи, когда приходится готовить ответственные решения, опре­деляющие судьбы сотен или тысяч человек, судьбу компании или свою собственную судьбу. Для этого нужно много хорошей информации, высо­кая скорость ее обработки, использование надежных методов расчета или оценки. Таких случаев не так много, и быть всегда к ним готовым не пред­ставляется возможным. Поэтому в качестве помощника используется тео­ретико-игровой метод. Он включает технологическую и организационную часть. В основе технологической части функционирует человеко-машин­ная система разработки решений. Она опирается на концептуальную мо­дель компании, интеллектуальную мощь внешних и внутренних баз дан­ных и знаний, в т. ч. потенциал данных, находящийся в Интернете.

В состав технологической части входят:

• справочные данные (например, полные данные о потенциальных поставщиках, сырье, рекламных технологиях, расходных материа­лах, комплектующих изделиях и др.);
– имитационная модель компании;

– методики экономического расчета и прогнозирования;

– технология медиапланирования;

– стандарты на оборудование, сырье, расходные материалы и др.;

– стандарты на систему управления качеством;

– информация о решениях в аналогичных ситуациях других организа­циях и реальных полученных при этом результатах;

– набор законодательных актов и др.

Организационная часть предусматривает:

– все участники вводят в компьютер свои максимальные требования или варианты решений (рис. 4.14) (дизайнер, маркетолог, креатив­ный директор, менеджер по материально-техническому снабжению (МТС), администратор компании, представители целевой аудито­рии населения, например, члены фокус-группы и др.);

– осуществляется обработка введенных данных с помощью компьютера;

– выдаются варианты решения интеллектуальной системой компью­тера каждому участнику совещания с комментариями и возможным диапазоном изменения ранее введенных данных; каждый участник совещания анализирует полученные данные ин­дивидуально;

– в случае, когда один или несколько участников не могут согласить­ся с представленными данными, проводится краткое коллективное обсуждение для нахождения взаимопонимания;

– по согласованным данным участники вновь вводят в компьютер новые требования или решения (этот этап может повторяться 10—12 раз);

– подписывается общий протокол либо о согласовании требований или решений всеми участниками совещания, либо о невозможнос­ти решения поставленной задачи.

Рис. 4.14. Схема взаимодействия при теоретико-игровом методе Недостаток данного метода заключается в сложности подготовки технической части и необходимости постоянной его корректировки. Однако результаты его реализации могут быть очень впечатляющие.




Основными условиями эффективного использования данного мето­да являются:

• очень ответственные решения, определяющие развитие компании

или судьбу персонала;

• большой объем информации, трудности или недостатке времени на

ее обработку.

• высокая достоверность и эффективность математических или логи­ческих зависимостей, а также большая доверие к ним со стороны
руководителя;

• при необходимости поиск эффективных решений для новых задач.
Методы подключения новых интеллектуальных источников осно­ваны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзо­ром высококвалифицированного специалиста. К ним относятся: метод
наставничества, работа с внешними консультантами и работа с искусст­венными интеллектуальными источниками.

Наставник — это специалист, который на практике может переда­вать ученику свой опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма.

Метод реализует сильный эффект сочетания высокого профессио­нализма наставника и свежего взгляда на проблему ученика. Это стиму­лирует мышление всех участников при решении поставленной или инициируемой задачи. Методика реализации данного метода состоит в том, что для решения конкретной задачи формируется группа, состоя­щая из 6—10 человек. В состав группы входят:

– наставник с высоким уровнем профессионализма,

– 2—3 человека со средним уровнем профессионализма («середнячки»),

– 4-5 начинающих в данном направлении работников («аутсайдеров»).
В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовы­ражении, самопроявлении, информации и знаниях.

Работа с внешними консультантами — в последние 5—10 лет получила широкое развитие. Консультант — это знаток передового опыта и методоло­гии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих и производственных задач. Важной особенностью консуль­танта является то, что он имеет большую практику работы с разнообразны­ми компаниями, различными руководителями и специалистами. Он легали­зует опыт других Внешние консультанты компаний. Консультант похож на пчелу, которая в поиска*

нектара опыляет цветки пыльцой другого растения. Метод работы с внеш­ними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им воз­можность высказать давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Наиболее эффективные решения чаще все­го предлагаются именно специалистами своей компании, а консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.

Q Метод работы с искусственными интеллектуальными источника­ми основан на самообучении, самовоспитании и самоконтроле. К ис­кусственным интеллектуальным источникам относятся: справочники, энциклопедии, модели, патенты, учебные пособия, словари, базы дан­ных и знаний.

Самообучение — это необходимое, самопроизвольное стремление че­ловека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затраты собственного свобод­ного времени и финансовых ресурсов на более полное удовлетворение потребностей и интересов в информации, знаниях и общении. Само­обучение может проводиться в обычных формах общественного обуче­ния (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе госу­дарственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по индивидуальной методике.

Самовоспитание может относится как к человеку, так и к организа­ции. Целью самовоспитания является преодоление вредных или созда­ние новых позитивных качеств личности или организации, в т.ч. фор­мирование активной деловой политики, самоутверждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самостимулирование; преодоление отри­цательных эмоций.

Самоконтроль — это контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения ре­зультатов деятельности имеющимися нормами, правилами и стандарта-Ми. Это сравнение позволяет человеку или другому объекту организа­ции неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятельности или убедиться в несоответ­ствии работы своим силам и знаниям.

Для проведения самоконтроля применяется самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование по индивидуальному тесту, внутренний голос. По отношению к общественному контролю результаты самоконтроля могут быть: адекватными, завышенными или заниженными.

Основными условиями эффективного использования данного методами являются:

• Наличие системы наставничества, системы работы с внешними кон­сультантами или источников искусственного интеллекта;


• принятие ответственных решений, определяющих развитие подраз­делений компании или судьбу их персонала.

Профессионализм выполнения задания определяется квалификаци­ей наставника, внешнего консультанта или профессионализмом искус­ственного интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: